Родился 17.10.1976, Экибастуз, Павлодарская обл., Казахстан
Лауреат премии «Чайка» в номинации «Злодей» (2003, за роль в спектакле
«Тень»)
Лауреат премии «Чайка» в номинации «Некоторые любят погорячее» (2004, за роль
в спектакле «Идиот»)
Лауреат Гран-при Фестиваля «Твой шанс 2005» (2005, за спектакль «Эти свободные
бабочки»)
Детство
Александр Устюгов родился в Северном Казахстане, в городе Экибастуз, известном
своими угольными шахтами. Мама Александра работала воспитательницей детского сада,
а папа был мастером столярного дела. Родители с ранних лет постарались дать сыну
хорошее воспитание. Мальчик учился в художественной школе, занимался боксом. В
народный театр при ДК энергетиков Сашу привела не любовь к сцене, а желание своими
руками мастерить реквизит. Некоторое время он работал бутафором, а затем мальчика
стали привлекать для участия в спектаклях. В результате Александр «заразился»
сценой и принял твердое решение поступать в театральный.
Настойчивость
Свою первую попытку поступить в театральный вуз Александр Устюгов осуществил
в 14 лет. Он отправился в Омск, где «благополучно» провалился. Неудача ожидала
Александра и в Алтайском институте культуры в Барнауле. Вернувшись домой, юноша
не стал сидеть без дела и поступил в ПТУ №18 на специальность «слесарь-электрик
по ремонту, монтажу и демонтажу горного оборудования». ПТУ он окончил с отличием,
после чего пошел работать на угольный разрез «Восточный». При этом мысли о театре
он не оставил. «Я собирался ехать в Москву поступать на актерский и пошел зарабатывать
деньги с мыслью, что проработаю ровно год и уеду», - вспоминает Александр.
Впрочем, до Москвы еще было далеко. В 1993 году Александр Устюгов поступил
в Омскую Государственную Академию путей сообщения на специальность «инженер вагоностроения».
Проучившись три семестра на очном отделении, он стал уже подумывать расстаться
с мечтой о сцене. Все решил случай.
Однажды Александр купил билет в Омский ТЮЗ на сказку «Принцесса Пирлипат»,
пришел, посмотрел… «Внутри опять все заныло, - вспоминает Устюгов, - и на следующий
день я пришел в этот театр устраиваться на работу. Разговаривал со мной Рубанов,
которому я сказал, что хочу быть актером. Он, естественно, меня выгнал. Но я ходил
в театр каждый день, и, в конце концов, меня взяли осветителем».
В связи с новой работой пришлось перевестись на заочное обучение, а затем и
вовсе бросить учебу в Академии. Зато теперь Устюгов был буквально в шаге от осуществления
своей мечты. И однажды судьба преподнесла ему шанс. В спектакле «Вор» по пьесе
Эдуардо де Филиппо срочно понадобился ввод – первый исполнитель уехал, а второй
сломал руку, и Владимир Александрович позволил сыграть роль Устюгову. Хореограф
отказался работать с осветителем, и танцы новоиспеченному актеру пришлось учить
по записи. Александр Устюгов вспоминает: «На спектакле я был в страшном зажиме
да еще травму получил, но Владимир Александрович сказал, что при вводе главное
– не испортить спектакль, а я его не испортил. Рубанов возился со мной почти по-отечески,
и все, что я там делал, дало свое продолжение...»
С этих пор Устюгов стал работать в ТЮЗе уже как актер. Одновременно он поступил
в Омский областной колледж культуры и искусства на курс В.А. Рубанова, который
окончил в 1996 году.
Омск - Москва
Наметившиеся успехи подхлестнули Александра Устюгова, и в 1999 году он решил
попытать счастья в столице. Александр прекрасно понимал, что эта попытка, вероятнее
всего, станет последней, потому и готовился основательно. В столицу он решил приехать
за полгода до вступительных экзаменов, чтобы как следует оглядеться. Но как вырваться
для этого из театра? Честно признаться в том, что он собирается в Москву, Александр
не мог. Помог случай. Как-то, опаздывая на спектакль, Александр попал под машину.
Серьезного ничего не было — просто ушиб, но ему удалось уговорить врача дать больничный
с диагнозом «перелом». В театре его обман вскоре раскрылся, но в столицу его все
же отпустили.
Актер вспоминает: «Да, мне было двадцать два года, и я понимал, что это мой
последний шанс. Дело даже не в возрастном цензе, а во внутренних ощущениях. Я
тратил на эту попытку очень много сил, потому что трудно было почувствовать ритм
большого города, избавиться от говора, и надо было немного пожить в Москве, привыкнуть.
Говор, кстати, был жуткий. По одному только «здравствуйте!» у меня сразу спрашивали
«откуда вы приехали?». Родион Юрьевич Овчинников, руководитель курса, сказал:
«Если будут задавать вопросы, отвечай «да» или «нет», а лучше кивай, а то сразу
вылетишь отсюда». Вот я и кивал до конкурса. Вообще для меня тот год был удачным:
меня брали практически везде, но я уже болел Щукинским училищем и хотел учиться
только там».
В итоге Устюгов был принят в ВТУ имени Бориса Щукина на курс Р.Ю. Овчинникова.
Любовь
Здесь, в стенах Щукинского училища, Александр Устюгов встретил свою любовь
в лице однокурсницы Янины Соколовской.
Они были очень разными. Он – провинциал, основательный, упрямый, с очень рано
проявившейся режиссерской жилкой. Она – красавица и интеллектуалка из обеспеченной
московской семьи (мама возглавляла студию документального кино «Слон»). Недоброжелатели
не верили в искренность их отношений, а их любовь оказалась самой, что ни на есть,
настоящей.
Впрочем, к окончанию училища они все же расстались. «Мы и сами не понимаем,
почему так случилось. Ведь любовь-то не ушла, а виной всему наш глупый юношеский
максимализм», - вспоминает Александр. А вот что рассказывает Янина: «Ему казалось,
что он не оправдывает моих ожиданий. Его коробило, что он живет в моей квартире.
Чтобы доказать Саше, что это все предрассудки, я на время переехала к нему в общежитие,
но и там ничего не изменилось. В общем, к окончанию училища мы расстались…»
Они продолжали изредка встречаться на общих спектаклях. Прошло полтора года,
и Александр первым сделал шаг к примирению. Он позвонил Янине и назначил свидание.
«Я объяснил, что не могу без нее жить, хочу семью и детей, и сделал предложение»,
- рассказывает Александр. Янина ответила согласием. 6 августа 2005 года состоялась
свадьба.
Театр
Вернемся, однако, к творчеству. Еще в «Щуке» Александр Устюгов зарекомендовал
себя актером с большим потенциалом. Так, например, он блистал в «Варварах» и «Пяти
вечерах». Свои режиссерские способности Устюгов проявил, поставив вместе со студентами
своего курса дипломный спектакль «А зори здесь тихие».
В 2003 году, после окончания ВТУ им. Щукина, Устюгов был принят в труппу Российского
Академического Молодежного театра (РАМТ). В том же году он был удостоен престижной
премии «Чайка» в номинации «Злодей» за блестящее исполнение главной роли в спектакле
«Тень». Вот как писали о его работе критики: «Когда Устюгов - Тень соблазняет
Луизу рассказом о потаенных снах, его бархатистый голос и нежный взгляд трогает
не только капризную принцессу, но и многие женские сердца в зале. Он словно змей-искуситель
обволакивает героиню ядом слов, хотя в своих первых сценах скорее напоминает «тварь
дрожащую». Здесь проявляется еще одна грань таланта актера - склонность к гротеску
и перевоплощениям, характерные для вахтанговской школы».
Очередной успех принесла актеру роль Парфена Рогожина в спектакле «Идиот» (по
Ф.М.Достоевскому). Совместно с Ириной Низиной он был в 2004 году удостоен театральной
премией «Чайка» в номинации «Некоторые любят погорячее». Не остались без внимания
работы Устюгова в спектаклях: «Роман с кокаином» (Главврач), «Лоренцаччо» (Изгнанник),
«Берег Утопии» (Тургенев), «Самоубийца» (Калабушкин).
Имея давнюю склонность к режиссуре, Александр Устюгов реализовал свои идеи,
поставив на сцене Учебного театра Института им. Щукина мелодраматическую комедию
«Эти свободные бабочки» Л. Герша. Эта постановка была отмечена Гран-при Фестиваля
«Твой шанс 2005».
Сериалы
Первые роли в кино Александр Устюгов сыграл, будучи студентом. Его путь не
отличался от многих других начинающих актеров: пробы, кастинги, небольшие роли
охранников (швейцаров и т.п.) в криминальных и остросюжетных сериалах… В 2004
году он был утвержден в очередной такой сериал – «Ментовские
войны». Правда, на этот раз роль оказалась главной: героем Устюгова стал майор
Роман Шилов. К этой работе актер отнесся со всей серьезность, он неоднократно
посещал уголовный розыск, чтобы проникнуться работой оперативников. Старания не
прошли даром. Сериал, оказавшийся удачным, затянулся на несколько сезонов, и вскоре
реальные милиционеры принимали его Шилова «за своего».
Александр Устюгов не раз признавался, что любит серьезное, интеллектуальное
кино. Но реалии таковы, что приходится сниматься и в сериалах. При этом популярность,
которую они приносят, его не интересует. «Я не хочу популярности! - говорит актер.
- Она сиюминутна и даже обидна. Результат моей работы в сериале, конечный продукт,
меня практически не интересует, потому что он меня не касается никак. Но мне интересен
сам процесс – процесс создания и участия».
Александр снимался в разных проектах - более или менее удачных. Так в 2005
году он снялся в сериале «Адъютанты любви» в роли Платона Толстого. В период съемок
актер рассказывал: «Адьютанты любви» подкупили меня тем, что сценария как такового
там нет, и то, как сюжет будет развиваться дальше, зависит во многом от меня самого.
Это адский труд, смены по 12, а то и по 20 часов в день, когда в сутки ты снимаешься
в тринадцати сценах, и во всех - ты должен знать текст и не поплыть, и, не дай
бог, ты устал и перестал играть, что сразу стало видно на экране. Это, конечно,
колоссальный опыт для актера. Я для себя почерпнул массу полезных вещей в плане
внутренней организации. Я научился, как можно трое суток подряд сниматься и при
этом еще успевать что-то делать в театре…» Первоначально сериал планировали затянуть
надолго, но из-за невысокого рейтинга съемки после 80-й серии постепенно свернули.
Еще менее удачным оказался другой проект - сериал «Петя Великолепный». Александр
Устюгов сыграл в нем Петра Котельникова – персонаж, разительно отличавшийся от
предыдущих его героев. На этот раз актер предстал в образе пронырливого и хамоватого
провинциала, который не зацикливаясь на морально-этических принципах играючи покоряет
Москву. Устюгову впервые пришлось играть комедийного лирического героя. Как признавался
актер, он пытался создать нечто среднее между Бендером и Иванушкой-дурачком, пробовал
привнести в него что-то большее, некую созерцательность, самокопание. Однако материал
не располагал к этому, и не вина Устюгова в том, что сериал оказался слабым.
Базаров и другие роли
Александру Устюгову, как талантливому актеру, всегда хотелось чего то большего,
нежели участие в сериалах. Он с удовольствием принял предложение сняться в 2008
году в экранизации «Отцов и детей» Тургенева, который осуществила режиссер Авдотья
Смирнова. В картине ему довелось сыграть главную роль – Евгения Базарова. «Я благодарен
судьбе за то, что мне на целый год пришлось погрузиться в тургеневедение. Когда
я пришел на съемочную площадку, мои взгляды на произведение были настолько концептуальны,
что первое время я даже спорил с режиссером по поводу видения тех или иных персонажей»,
- рассказывает актер.
Съемки оказались очень сложными. Александр Устюгов рассказывает: «Я со своим
театральным образованием не всегда понимал, о чем речь: постановка фразы Тургенева
настолько витиевата, что когда пытаешься произнести ее, вынув из книжного контекста,
то из двенадцати слов понимаешь два. По сравнению с нашим обедненным языком, тургеневский
– состоит сплошь из сложнейших завитков. И мои попытки и предложения поначалу
сказать попроще – вместо длинной фразы про пристяжных, сказать просто: «Запрягай!»
– не находили поддержки у Дуни. И это правильно: язык должен быть таким, какой
он есть. И наша актерская задача сделать этот язык своим, оборганичить, оправдать
его. Не всегда, однако, это давалось легко. На третий съемочный день я немного
расслабился, а была сложнейшая ночная сцена с Кирсановым. Я вылетел из обоймы
не потому, что не знал текста, а просто начал играть и понял, что тот объем, который
на меня свалился, я не выдержал. В какой-то момент у меня выключило мозг, и я
не мог сказать ни слова. Съемочная группа терпеливо выжидала, пока я соберусь.
Потом оператор Райский отчитал меня, сказав, что это непрофессионально. Больше
я так халатно к тексту не относился».
Диапазон киноперсонажей Устюгова достаточно широк. Помимо вышеперечисленных
героев, в его активе: уголовный авторитет по кличке Бурый в многосерийном фильме
«Диверсант. Конец войны», Мария Луис Ортега Фалькон в криминальном многосерийном
фильме «Возвращение Синдбада», Дмитрий Сафронов в криминальном сериале «Черчилль»,
Иван Тургенев в фильме-спектакле «Берег утопии» и др.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Сайт Александра Устюгова, http://a-ustjugov.narod.ru;
Алиса Никольская, «Сверхновые звезды», «Русский курьер» № 165, 06.12.2003;
Ольга Вайншток, «Новые имена: Александр Устюгов», «Театральная афиша», 07.12.2004;
Безрук Мария, «Александр Устюгов: «Меня не узнают на улице, и это хорошо», «Труд-7»
№012, 26.01.2006;
Инна Фомина, «Александр Устюгов – «мент» без диплома», «7 дней», 13.02.2006;
Анна Надеждина, «Александр Устюгов завидует Пете», «Экспресс газета» №38, 18.09.2006;
Алексей Альбертович, №Александр Устюгов: «У нас любят дураков, пьяниц и неудачников»,
газета «Гудок», 06.10.2006;
Ирина Виноградова, «Формула силы Александра Устюгова», «Cosmopolitan Сибирь»,
февраль 2007;
Мария Март, «Пришлось подкупить врача», «АиФ Суперзвёзды» №4(106), 27.02.2007;
Алиса Углова, «Александр Устюгов: «Яна нашла меня на ощупь!», «Антенна» №24, 11.06.2007;
Татьяна Гиль, «Александр Устюгов – автор и герой», журнал «Вечерний клуб», февраль
2008