Фильмография:
1977 Доходное место - фильм-спектакль
1979 Д'Артаньян и три мушкетера
1979 Маленькие трагедии
1981 Женщина в белом
1982 Ромео и Джульетта - фильм-спектакль
1984 Мёртвые души
1986 Россия (Канада)
1987 Странник
1987 Питер Пэн
1987 Крейцерова соната
1989 Посвященный
1990 Самоубийца
1990 Гамбринус
1991 Постарайся быть кратким - короткометражный
1991 Откровение Иоанна Первопечатника
1991 Мёртвые без погребения, или Охота на крыс
1991 Коктейль-мираж
1991 Женщина: вариант судьбы
1993 Опознание
1993 Скандал в нашем Клошгороде
1999 Борис Годунов - фильм-спектакль
2007 Завещание Ленина
2008 Русичи
2009 Арабески - фильм-спектакль
2011 Треск
2014 На дне |
ТРОФИМОВ
Александр Алексеевич
Родился 18.03.1952, Москва
Заслуженный артист РФ (1992)
Народный артист РФ (2013)
Детство
Александр Трофимов родился в Москве, в самой обычной семье. Его отец работал слесарем и токарем в Доме оборонной промышленности в Москве. Мама была домохозяйкой, занималась воспитанием Саши и его старшей сестры Нины. Детство Александра прошло в непростые годы, когда страна отходила от последствий Великой Отечественной войны. Ещё сложнее стало, когда один за другим из жизни ушли сначала отец, а через три года мать. Так в 15 лет закончилось детство Александра.
Юность
После смерти родителей необходимо было думать о том, как дальше зарабатывать на жизнь. В 1968 году Александр, окончив восьмой класс, по совету родственников поступил в техникум электронного приборостроения. А с 1969 года он стал подрабатывать техником сцены в офицерском клубе Краснознамённой военной академии бронетанковых войск имени маршала Малиновского. Именно тогда у Александра возникло желание связать свою жизнь со сценой.
Надо отметить, что рос Александр артистичным парнем, любил музыку, не имея специального образования и не зная нотной грамоты, пытался что-то сочинять. В 1971 году он возглавил юношескую студию при народном театре шелкового комбината в Наро-Фоминске, а затем поступил в театральное училище имени Б. В. Щукина.
Театр
В 1974 году Александр Трофимов окончил Высшее театральное училище им.Щукина и поступил в труппу Театра на Таганке. Выбор этого театра был не случаен. Ещё будучи студентом,
Александр увидел спектакль «Добрый человек из Сезуана» с Владимиром Высоцким в главной роли. Высоцкого он тогда ещё не знал, но оказался сразу же покорён его талантом. Впоследствии Александр Трофимов рассказывал: «У меня озноб пошел по коже от его голоса, его звука, его энергетики, хотя лето было, тепло… И я сказал: «Только в этот дом!». Ещё одной причиной прихода именно в Театр на Таганке стала режиссура Юрия Любимова. Александр Трофимов был с восторгом смотрел постановки, восхищался интересными задумками и решениями. Так что выбор был предопределён.
Спустя через год Трофимова призвали в армию. Благополучно отдав долг Родине, он демобилизовался и вернулся в Театр на Таганке. Одной из первых его работ на этой сцене стала роль Рахметова в спектакле «Что делать?» по роману Чернышевского. Затем последовали новые роли.
Сцене Театра на Таганке Александр Трофимов посвятил большую часть своей жизни, со временем став одним из ведущих артистов труппы. Одной из самых значимых и любимых работ сам он называет роль Иешуа в постановке Юрия Любимова «Мастер и Маргарита». Впервые в этом образе актёр вышел на сцену в 1977 году, после чего играл роль в течении почти трёх десятилетий – до 2012 года.
Среди других работ Трофимова на сцене Театра на Таганке стоит выделить Раскольникова в спектакле «Преступление и наказание» по Достоевскому, Гоголя в спектакле «Ревизская сказка», Пимена и Патриарха в спектакле «Борис Годунов», Стрельникова в спектакле «Живаго», Ясона в спектакле Медея». В новом веке коллекция его ролей пополнилась работами в спектаклях: «Фауст» (Фауст старый), «Арабески» (Отец Гоголя, Афанасий Иванович), «Эффект Гофмана» (Незнакомец), «Снегурочка» (Мороз) и др.
Кино
Первая же работа Александра Трофимова в кино принесла ему широкую известность. Речь идёт о знаменитом приключенческом мюзикле «», поставленном режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем по всемирно известному роману Александра Дюма и вышедшем на экраны в 1979 году.
Изначально Александра Трофимова приглашали в этот фильм на роль Рошфора. Однако, когда актёр приехал на съёмочную площадку, то оказалось, что Рошфора будет играть . Трофимову же предложили эпизодическую роль английского фанатика Фельтона.
Тем временем, готовились сцена разговора Рошфора с кардиналом Ришелье, которого должен был сыграть . Но, поскольку Козаков на данный момент отсутствовал, Трофимова попросили заменить его и подыграть Клюеву. Актёр рассказывал: «Я согласился, но стало жутко обидно, что мной пытаются залатать все дыры! На меня накинули кардинальскую мантию, усадили в кресло, подошел Клюев в образе Рошфора и начал мне что-то говорить. Не глядя на него, я стал по бумажке отвечать. И, возможно, мое внутреннее состояние только на руку сыграло. Боковым зрением увидел, что вокруг все забегали, зашептались. Подошел Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Мы завтра для вас сделаем отдельные пробы на роль кардинала Ришелье. А сейчас подберем грим, попробуем разные варианты костюмов».
Александр Трофимов блестяще перевоплотился во всесильного, грозного кардинала, вот только его голос не устраивал режиссёра. По словам Хилькевича, у Трофимова был тяжёлый голос, тягучая манера говорить, а в персонаже требовалась эдакая светскость, самодостаточность. Режиссёр нашёл выход: роль сыграл Трофимов, а озвучил героя Михаил Козаков. И вот тут-то всё и сложилось – образ заиграл теми красками, как и задумывалось Хилькевичем. Ришелье получился умным, расчётливым политиком, в какие-то моменты ироничным, в какие-то властным, а в какие-то раздражительным.
В том же 1979 году Александр Трофимов снялся в картине режиссёра Михаила Швейцера «Маленькие трагедии», экранизации ряда произведений Александра Сергеевича Пушкина. Он сыграл роль Вальсингама. Позже сотрудничество Трофимова и Швейцера продолжилось в фильмах «Мёртвые души» (Николай Васильевич Гоголь) и «Крейцерова соната» (попутчик Позднышева). В этом ряду особо стоит выделить созданный актёром образ Гоголя. Это было нечто невероятное. Гоголь у Трофимова получился ироничным, едким, острым с пронзительным взглядом, он сразу же западал в душу.
Александр Трофимов впоследствии называл фильмы Швейцера своими лучшими работами в кино: «Самое главное, что у меня в жизни случилась встреча с режиссером Михаилом Абрамовичем Швейцером. Это подарок судьбы. То, что было со Швейцером - это было такого удельного объема по всем параметрам. Вот он у меня в памяти и стоит».
В целом же Трофимов снимался в кино не часто, он был больше театральным актёром. Сам он к этому относился спокойно: «Могло бы быть и больше ролей. Но если этого не происходит, я не рву волосы на себе. Потому что то, что было, это мне, как верблюду, горб мой наполнило на двадцать, сорок пустынь. И я спокойно иду по дюнам и просто смотрю на всё это, чуть-чуть сверху, потому что я большого роста».
Во второй половине 80-х Александр Трофимов, помимо кинокартин Швейцера, снялся в главных ролях в детском фильме «Питер Пэн» (где создал образ главного злодея Джеймса Крюка) и в биографической ленте «Странник» (воплотив на экране образ знаменитого мореплавателя Фадея Фадеевича Беллинсгаузена и сыграв молодого учёного Алексея Головина). В начале 90-х он принял участие в нескольких фильмах, которые не имели особого успеха («Коктейль-мираж», «Откровения Иоанна Первопечатника» и др.). После этого в кинокарьере актёра наступил долгий перерыв.
В новом веке Александр Трофимов вернулся на экраны, сыграв небольшие роли в исторической драме «Завещание Ленина» (отец Тихон) и историко-приключенческом боевике «Русичи» (колдун), предстал в образе знаменитого учёного Циолковского в фильме «Треск», исполнил роль Барона в экранизации пьесы Горького «На дне».
Личная жизнь
О своей личной жизни Александр Трофимов не распространяется. Известно лишь, что он много лет счастливо живёт в браке. В 1988 году у него родился сын Алексей Трофимов. Сын пошёл по стопам отца, окончив в 2009 году Театральный институт имени Бориса Щукина. Алексей снимается в кино, играет в театре. А ещё он подарил Александру Трофимову двоих внуков.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Фёдор Раззаков «Наше любимое кино. Интриги за кадром», Алгоритм, 2004;
«Александр Трофимов - под плащом Мельпомены, https://m-llekolombina.livejournal.com. |