1988 Дорогая Елена Сергеевна
1988 Защитник Седов
1989 Брызги шампанского
1989 Интердевочка
1990 Секс и перестройка
1991 Небеса обетованные
1993 Настя
1994 Подмосковные вечера
1994 Призрак дома моего
1999 Поклонник
2000 Приходи на меня посмотреть
2003 Ключ от спальни
2004 Две женщины - фильм-спектакль
2004 Мудрец - фильм-спектакль
2004 Тайный знак-3. Формула счастья
2005 Безумный день, или Женитьба Фигаро - фильм-спектакль
2005 Мистификация - фильм-спектакль
2006 Андерсен. Фантазия на тему
2006 Будем на ты
2007 Лузер
2008 Дачница
2009 Город миллионеров - фильм-спектакль
2009 Огни большого города
2010 Варенька. И в горе, и в радости
2010 Гаражи
2010 Судьбы загадочное завтра
2010-2011 Всё к лучшему
2011 Дальнобойщики-3
2012 Без свидетелей
2012 Топтуны
2013 Все включено-2
2013 Жить дальше
2013 Ритуал - короткометражный
2013 Тихая охота
2013 Цветы зла
2014 Весёлые ребята ;)
2014 Новогоднее дежурство
2014 Отец Матвей
2015 Память осени
2015 Страна чудес
2016 Консультант
2016-2017 Отель Элеон
2018 Гранд
2019 Гранд-2
2019 Гранд-3
2019 Лови момент
2019 Ростов
2019 Критический возраст
2020 Самый новый год!
2020 Смотри как я
2020 Гранд-4
2020 Хороший человек
2021 Гранд-5
2021 МосГаз Дело №8: Западня
2021 Несломленная
2021 Перекати поле
2021 Тайны следствия-21
2022 Вместе веселее
2022 Земский доктор. Восемь лет спустя
2022 Чебурашка
2023 Кеша должен умереть
2023 Тайм-аут
2023 Чебурашка. Выходной - короткометражный
2024 Артист
2024 Взрослые
2024 Как я встретил её маму
2024 Не видя преград
ЩУКИНА
Наталья Юрьевна
Родилась 12.09.1970, Москва
Заслуженная Артистка России (2002)
Лауреат премии "Триумф" за высшие достижения в области литературы и
искусства (2002)
Детство
Наталья Щукина родилась в Москве. Ее родители с театром или кино никаким образом
связаны не были.
С ранних лет родители Наташи расстались, и дальнейшим воспитанием дочери занималась
одна мама. Наталья очень благодарна маме, которая, по ее словам, очень демократично
относилась ко всем увлечениям дочери: личным и неличным, никогда ни в чем ее не
ограничивала.
Мама всячески способствовала развитию дочери. Маленькая Наташа занималась танцами,
гимнастикой. Однажды в школу пришли артисты набирать детей в театр-студию Вячеслава
Спесивцева на Красной Пресне. За компанию с подружкой десятилетняя Наташа отправилась
на прослушивание. Тогда она еще и не думала, что когда-нибудь станет настоящей
актрисой.
Наталья Щукина вспоминает: «Наш класс Спесивцев решил сделать экспериментальным,
то есть были обычные классы, а наш "Б" стал первым, который вместо продленки,
когда все гуляют, шел заниматься к балетному станку, обучаться актерскому мастерству.
Очень интересные детские спектакли мы делали. Это была большая школа для меня,
в первую очередь школа дисциплины».
Именно благодаря занятиям в театре-студии состоялся дебют Наташи в кино. В
1985 году она снялась в главной роли в детской картине режиссера Рубена Мурадяна
«Фотография на память». О той своей работе актриса рассказывает: «К пятнадцати
годам я была уже большегрудая, но режиссер считал, что советская девочка не может
быть с большой грудью. Поэтому как меня только не утягивали… В итоге получилась
абсолютно непонятная фигура под этими совковыми сарафанчиками в цветочек. Грудь
была распластана по пузу - и выглядело это ужасно...»
«Дорогая Елена Сергеевна»
Неудивительно,
что по окончании школы, ни о какой другой профессии, кроме как актерской, Наталья
не мечтала. Но перед тем как поступить в театральный, девушка снялась еще в одном
фильме – в драме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». В картину знаменитого
режиссера вчерашняя школьница попала благодаря Дмитрию Марьянову, который играл
вместе с ней в студии Спесивцева. В то время юный актер был популярен благодаря
картине «Выше Радуги». Ассистентка режиссера обратила внимание на Диму, затем
привела на спектакль самого Рязанова, и на пробы отобрали несколько ребят, в числе
которых была и Наталья.
Сниматься у самого Рязанова! Об этом можно было только мечтать. Наталья Щукина
рассказывает: «Это было сильнейшее потрясение для меня! Рязанов в тот момент озвучивал
"Забытую мелодию для флейты". Мы сидим у него в кабинете, и вдруг заходят
он, Филатов, Неелова и Купченко. Одного Эльдар Александровича я бы пережила, но
когда вошло такое количество звезд, я встала и думала, как бы не упасть, как бы
не потерять сознание!»
Как и все фильмы, снятые на злобу дня, сегодня «Дорогая Елена Сергеевна» смотрится
наивно, но для того времени это был настоящий скандал. Безобразная история, рассказывала
о том, как несколько учеников приходят к учительнице, чтобы выпросить, а если
не получится, то отнять силой ключ от кабинета, где хранятся работы, чтобы внести
в них необходимые исправления...
Наталья Щукина вспоминает о тех съемках: «Мне было очень тяжело сниматься,
но это оказалась хорошая школа. <…> Я ужасно комплексовала. Мне все время
казалось, что Рязанов мной недоволен. И жалеет о том, что меня взял. В фильме
есть один кадр, о котором знаю только я. Я там прячусь за партнеров, потому что
ужасно заплакана. Рязанов же человек вспыльчивый, может наговорить кучу обидных
слов… Сейчас-то я привыкла, и не такое слышала. Но тогда… Мне хотелось провалиться
сквозь землю».
Щукинское училище
По окончании школы Наталья решила поступать в Щукинское училище. «Разницы между
школой мхатовской, вахтанговской или школой малого театра я тогда не видела и
не осознавала. Мне хотелось именно в "Щуку", я туда рвалась, больше
никуда не хотела», - рассказывает актриса.
Первая попытка оказалась неудачной… «У меня была полная уверенность, что я
поступлю, но я не поступила. Ужасно переживала и считала, что вот, наверное, и
всё, больше мне ничего не светит».
Спустя год Наталья подала документы почти во все театральные ВУЗы столицы.
Она вспоминает: «В Щепкинском училище меня попросили поднять юбку и показать коленки,
что в общем и решило судьбу моего существования в этом училище. Во МХАТе меня
"остановили" студенты-старшекурсники, которые подошли и стали говорить,
что у меня это не так, и это не так. Всё это было очень эмоционально! И в ГИТИСе
тоже что-то случилось. Видимо, ждала меня именно "Щука"».
На вступительных экзаменах девушка читала стихи Есенина, басню Крылова «Щука»,
а из прозы выбрала отрывок из «Мастера и Маргариты» М.А.Булгакова. Этот же отрывок
она читала и год назад. Как ей показалось, на этот раз она прочитала хуже, но
к удивлению, ее приняли. Наталью зачислили на курс Ю. И. Авшарова.
Неуступчивый характер
Параллельно с учебой Наталья Щукина продолжала активно сниматься в кино. Благодаря
удачной работе в «Дорогой Елене Сергеевне» она была приглашена в еще одну скандальную
для того времени картину – мелодраму Петра Тодоровского «Интердевочка». Кстати,
рекомендовала актрису та же самая ассистентка по актерам, которая работала у Рязанова.
В этом фильме Наталья сыграла молоденькую, симпатичную путану, рассказывающую
милиционерам про папу-«африкановеда». Между прочим, во время съемок начинающая
актриса не побоялась спорить с самим Петром Тодоровским. «Мне не нравился текст,
- рассказывает Наталья. - Никак не могла его произнести. Но даже сейчас, когда
смотрю этот фильм, думаю, что была права. Этот текст немного не из лексикона проституток.
"Мой папа-африкановед…" В общем, я бесконечно с ним спорила. Когда съемки
были закончены, Петр Ефимович мне сказал: "Все в тебе хорошо, но слишком
тяжелый характер". Чего, в общем, я никогда за собой не замечала».
Сложный ли у Натальи Щукиной характер? Скорее дело тут в другом, – просто у
актрисы всегда было свое видение роли, и если она была с чем то не согласна, то
не боялась спорить по этому поводу даже с маститыми режиссерами. А уж какие режиссеры
ее снимали! Петр Тодоровский, Станислав
Говорухин (в 1989 году в психологическом триллере «Брызги шампанского»), Эльдар
Рязанов. В последующие годы она работала с Георгием Данелия, Валерием Тодоровским,
Олегом Янковским, Николаем
Лебедевым, но об этом чуть позже, а пока вернемся в начало 90-х.
В 1991 году Щукину вновь пригласил в свою картину Эльдар Рязанов. В его знаменитой
трагикомедии «Небеса обетованные» Наталье досталась небольшая роль, но как она
была сыграна! Особенно зрителям запомнилась сцена с поеданием сгущенки.
«Да, знаменательная сцена… - вспоминает Наталья Щукина. - Мои главные опасения
касались не внешнего вида, а того количества сгущенки, которое мне пришлось употребить
за время съемки. В общей сложности я съела банки две. Потом, понимая, что организм
такой экзекуции не перенесет, тут же отправила съеденную сгущенку туда, куда надо.
Два пальца в рот, и свобода…»
На съемках этого фильма Наталья вновь продемонстрировала свой неуступчивый
характер. Ей удалось убедить Эльдара Рязанова исключить из картины эротическую
сцену. Вот, что она рассказывает: «Эльдар Александрович хотел снять эротическую
сцену с фотографом. … когда моя героиня уходит с ним в комнату наверх, а он ее
спрашивает: "Что, снять?" - "Не надо, я сама сниму". И набрасывается
на него. А потом уже выходит растрепанная. То есть всем ясно, что там происходило.
Эльдар Александрович же хотел сделать что-то наподобие "Маленькой Веры".
Ничего не видно, но понятно, чем занимаются. В этот день я пришла на съемку, и
гример заговорщицким тоном мне шепчет: "У Рязанова такая идея…". Я отозвала
Эльдара Александровича и попросила этого не снимать. На что он мне сказал: "Наташ,
ты же меня знаешь. Все будет прилично, ничего видно не будет". Но я стояла
на своем: "Вы вроде как комедию снимете, а такая сцена будет смотреться в
ней достаточно странно". В общем, я победила. К своему счастью».
Наталья Щукина продолжала активно сниматься в кино до середины 90-х. В 1993
году она сыграла небольшую, но весьма колоритную роль продавщицы с фингалом в
комедии Георгия Данелии «Настя». Затем последовали работы в драме «Подмосковные
вечера» Валерия Тодоровского и «Призрак дома моего» Павла Любимова.
Во второй половине 90-х, когда наш кинематограф был в кризисе, Наталья сосредоточилась
на работе в театре.
Театр
Первые свои роли в театре Наталья Щукина сыграла, учась на четвертом курсе.
Юрий Авшаров пригласил ее в театр Александра Калягина «Et-cetera» на роль Сони
в спектакле «Дядя Ваня». Об этой роли Наталья отзывается с большой теплотой, тем
более что вообще любит драматургию Чехова.
Тогда же состоялся ее дебют в Ленкоме – в роли кота в детском спектакле «Бременские
музыканты». В Ленком Наталья Щукина попала благодаря своему однокурснику, ныне
популярному актеру Дмитрию Марьянову. Кстати, ему стоило больших трудов уговорить
Наталью. Многочисленные работы в кино немного вскружили ей голову, как признается
сама актриса, в то время ей казалось, что «все театры сейчас падут к моим ногам
…»
Молодая актриса понравилась руководителю Ленкома Марку Анатольевичу Захарову,
и он предложил ей остаться в театре после окончания училища. Таким образом в 1992
году Наталья Щукина была зачислена в труппу и сразу же приступила к репетициям
спектакля «Безумный день, или Женитьбе Фигаро». Причем взяли ее сразу на роль
Сюзанны.. Премьера спектакля состоялась в январе 1993 года.
Спустя год Наталья, которая к тому времени была замужем (муж Натальи – ее однокурсник
по училищу, хотя сегодня по профессии он не работает), родила дочку Сашеньку.
На некоторый период Щукину подменила в спектакле Марина Ильинская. Затем Наталья
вновь вернулась на сцену.
Последние работы в кино
Очередную работу Натальи Щукиной в кино зрители увидели в 2000 году. Ее Динка
из мелодрамы Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть» просто покорила всех
искренностью и непосредственностью.
В
настоящее время Наталья Щукина появляется в кино очень редко. Последний раз она
снялась у Эльдара Рязанова в его ретро-комедии «Ключ от спальни». Мэтр кино всегда
отличался пристрастием к так называемым «своим» актерам. В круг «рязановских»
актрис с полным основанием можно занести и Наталью Щукину. На этот раз она сыграла
весьма специфичную даму Софью. Наталья отмечает, что ей очень понравилось вновь
поработать с Эльдаром Александровичем. Также большое удовольствие доставило сниматься
в костюмных сценах: «Конечно, это тяжело, потому что я была в парике, в шляпке,
всё это в 30-ти градусную жару. Корсет - это нечто. В первый день у меня было
ощущение сломанных ребер. Но это же так здорово! Эти юбки, бантики, туфельки».
Больше серьезных предложений актрисе пока не поступало: «Либо мне не нравится
роль, либо сценарий», а от съемок в нескольких сериалах ей пришлось отказаться
по причине работы в театре.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Александра Сухостат, Эксклюзивное интервью с Натальей Щукиной от 18.11.2004 г
– «Я могла бы заниматься бизнесом, но не умею. Я боюсь, я очень робкая...»
Ольга Егорова, «Наталья Щукина: Я больше не могу играть продавщиц», «Наше Кино»
№6, 2004 г;
Неофициальный сайт Натальи Щукиной nschukina.narod.ru