1954 Школа мужества
1958 Атаман Кодр
1960 Простая история
1961 В трудный час
1961 Командировка
1962 Течет Волга
1964 Первый снег
1964 Валера
1965 Клятва Гиппократа
1965 Приезжайте на Байкал
1967 Три тополя на Плющихе
1971 Ехали в трамвае Ильф и Петров
1971 Минута молчания
1975 Потрясающий Берендеев
1976 Горожане
1977 Белый Бим, Черное Ухо
1977 Ветер надежды
1978 Шла собака по роялю
1979 Место встречи изменить нельзя
1980 У матросов нет вопросов
1980 Юность Петра
1980 В начале славных дел
1981-1982 Россия молодая
1981 Деревенская история
1981 Черный треугольник
1981 Трижды о любви
1983 Вечный зов
1984 Преферанс по пятницам
1985 Не ходите, девки, замуж
1986 При открытых дверях
1987 Пять писем прощания
1988 Вам что, наша власть не нравится?!
1988 Собачье сердце
1990 Исход
1991 Хмель
1993 Маэстро с ниточкой
1995 Мелкий бес
1998 На ножах
МИРОНОВ
Алексей Иванович
03.01.1924, Москва - 16.11.1999, Москва
Заслуженный артист России
Детство
Алексей Миронов родился 3 января 1924 года, на Маломосковской улице, между
лесом Сокольники и Ярославским рынком. На Ярославском рынке до войны был маленький
зверинец и там выступал клоун - это очень волновало мальчика.
Однажды он со школьным другом сделал клоунаду, и их тепло приняли. С тех пор
в школе Алексей Миронов переиграл всего Чехова: и «Медведя», и «Толстого и тонкого»,
и «Хирургию». А потом была театральная студия при доме пионеров, что возле Малого
театра. Студийцы поставили спектакль "Любовь Яровую", в котором будущий
актер сыграл Грозного. Этот спектакль показали в Доме милиции.
Война
Но тут началась война... Алексей Миронов пришел в армию мальчишкой, ему не
было и семнадцати. Это был самый критический момент для Москвы – октябрь.
Когда бойцов ночью подвезли к переднему краю, все было в огне – светящиеся бомбы
с той и другой стороны, ракеты, трассирующие пули. Всех охватила дрожь, с которой
очень трудно было справиться. Но постепенно – ведь четыре года пришлось осваивать
профессию военного, – все встало на свои места.
Рядовой Миронов дошел до Берлина, брал Берлин, дослужился до офицера. После
Победы преподавал в Школе сержантского состава в Вене: прекрасно знал все военные
дела, умел воевать! И умел общаться с людьми, умел их воспитывать, умел с ними
жить, понимать. Это очень тонкое дело. Но где-то в конце 46-го года Алексея Миронова
такая тоска обуяла, хотелось домой, в Москву. Не давали покоя мысли о сцене. Уволившись
из рядов Красной армии, он приехал в Москву поступать в ГИТИС. И поступил-таки,
стал учиться. И стипендию ему немножко прибавили, потому что отец погиб в стройбате,
подходил под какую-то статью.
Театр
Сама профессия Алексею Миронову далась не легко. К ее пониманию он шел очень
долго. С третьего курса уже приходилось участвовать в спектаклях Театра Революции
и набивать шишки, причем буквально!… прямо на сцене. А потом увлекся режиссурой и стал ходить на лекции Андрея Александровича Гончарова.
Слушал его, глотая каждое слово, без конца задавал вопросы, пытаясь понять и постичь
этого человека.
И в театре актер увлекся режиссурой и начал ставить пьесы, что называется,
не для сцены. Ему почему–то не хватало того, что давали другие режиссеры, ведь
с такими мастерами режиссуры, как Алексей Попов и Ворошилов, он встречался всего
один раз. Потом их обоих уволили и после этого Театр Советской армии стал падать,
падать, падать...
Миронов поставил несколько спектаклей. "Воскресение" Фишера с Богдановой
в главной роли. Спектакль был очень тепло принят труппой. Но большой сцены он
не увидел, для этого надо было много-много пробивной силы, которой Алексей Миронов,
к сожалению, абсолютно не обладал. А вот искать суть в материале, копаться в нем,
что-то находить самому и подсказывать – для актера это было необходимо. Без этого
совершенно неинтересно работать.
Спустя много лет Алексей Миронов совсем разочаруется в искусстве театра. Вернее
– в его устройстве и интригах. Он навсегда покинет сцену театра, носящего имя
Советской армии. Он ушел из театра только потому... Ну, конечно, причин было очень
много... Но основная причина для актера – не было настоящего процесса. Скучно
стало работать в театре. Режиссуры не было никакой.
"Простая история"
А вот в кино Алексей Миронов влюбился "с первого взгляда" и на всю
жизнь, со своей первой заметной роли - пьянчуги и проходимца Гуська в фильме "Простая
история". Не смогла бы поднять колхозное хозяйство Саша Потапова, не болтайся
у нее под ногами тунеядец Гуськов. Героиня Нонны Мордюковой гоняла его на протяжении
всего действия, но симпатии зрителей все равно были на стороне Алексея Миронова.
Уж больно забавен и безвреден был этот мужичок Гуськов.
А Гусек Миронова очень типичен. Кепочка, сигаретка прилипла к губе, глаза пьяные
– актер почти не гримировался. «Где ты нашел такого пьянчугу? – спросил актера
как-то режиссер Егоров. – Он у тебя не просыхает!» Но Миронов и не делал из Гуськова
простого пьяницу. У него, если присмотреться, в глазах мелькают разные мысли:
он ведь может и умеет работать, но не видит в этом смысла – ничего за это не получает.
Отсюда его ирония. Ну, а так как этот персонаж все-таки комичный, то Миронов придумал
ему несколько деталей – походку, сигаретку и даже целый эпизод, где он за купающимися
бабами подглядывал. "В этой роли я много от Чаплина брал", - признался
как-то Алексей Миронов.
С тех пор актер снимался почти ежегодно. Есть актеры, благодаря которым на
душе становится как-то теплее. Они приносят в атмосферу фильма достоверность и
уют. Порой зритель не знает их фамилий, но без них было бы скучно и тускло. Не смогли бы Жеглов и Шарапов обезвредить «Черную кошку», не сиди за рулем их
старенького автомобиля добрый водила Копытин.
Не были бы столь интересны фильмы «Командировка», «Клятва Гиппократа», «Горожане»,
«Собачье сердце», «Мелкий бес», не участвуй в них Алексей Миронов. И в это верит
зритель, и это он чувствует.
"Место встречи изменить нельзя"
В картине Станислава
Говорухина "Место встречи изменить нельзя" заняты около сорока актеров.
Там, конечно, каждый персонаж – заметная личность и, в первую очередь, несомненно,
герой Владимира
Высоцкого. Но не затерялся среди других и Копытин. Он проходит через весь
фильм как бы на заднем плане, и все равно ясно виден его характер, его взгляды
на жизнь.
Это
надо было тоже передать. Шофер – это особая статья. Шофер – он хоть в опергруппе,
но у него большая ответственность. Ему надо везти, машина должна быть готова,
он должен и сам быть в постоянной готовности. И герой Миронова свою обязанность
перед зрителем выполнил в погоне.
Это кульминация, все в напряжении, поэтому столь важен был и накал в голосе
актера: «У себя в кабинете командуй, Глеб Егорыч!..» Его даже спросили: «Алексей
Иванович, зачем же вы с таким напором отвечаете Жеглову?» А актер-то понимал,
что Копытин не должен быть рафинированным, поясняющим, он должен УЧАСТВОВАТЬ в
этой жизни!
С самого начала Миронов готовился к этому по-настоящему ключевому моменту.
Шум, стрельба, грохот. "Сниматься надо монтажно даже в эпизодах", –
сказал кто-то умный. И Алексей Миронов чувствовал, что когда картина склеится
это будет очень хорошо смотреться. Не ошибся. И в финале картины Шарапов едет
в роддом за малышом именно с Копытиным.
"Юность Петра"
А потом в дилогии о Петре, в "Юности Петра" в сцене, где, члены царского
правительства, читают письмо государя из Голландии. Просто читать – неинтересно,
тем более что пишет он о каких-то невероятных чудесах. Нужно какое-то действие.
Режиссер Герасимов молчит. Артисты нервничают.
Тут Стрешнева, героя Алексея Миронова, осенило: Петр-то наш выдумщик, бабник,
выпивоха! Что он еще может написать? Надо играть Петра! И вот во время чтения
он хихикнул, Роман Филиппов захохотал, остальные подхватили и стали смеяться над
каждой строчкой. Сергей Герасимов такого не ожидал и очень всех потом хвалил.
"Трижды о любви"
Вернемся к образу Гуська, который мог стать маской. Алексей Миронов с ней мог
ехать из фильма в фильм – будь здоров! Но он ни разу не повторил его. Режиссер
Трегубович, когда снимал лирическую комедию «Трижды о любви», говорил актеру:
"Леша, миленький, ну сделай мне Гуська из "Простой истории"! Я
ведь на ней учился, я ее монтировал раз десять". Миронов недоумевал: "Виктор
Иваныч, как я могу играть Федора в русле Гуська, если это разные люди? Гуська
все давят, он незащищенный человечек. Единственная его сила в том, что он не хочет
работать. Тогда же за трудодень ничего не давали, он только пил и рыбу ловил.
А тут Федор сам всех давит, жену, детей. Как это может смыкаться-то?"
И так всю жизнь. С каждой ролью, каждым фильмом, каждой встречей – накапливался
опыт, знания. Алексей Миронов играл поначалу маленькие роли, но всегда помнили
слова Канцеля, постановщика "Учителя танцев": "Делайте заготовки
для больших ролей".
"Маэстро с ниточкой"
И в каждой маленькой роли актер знал, что пред ним человек со своей судьбой,
со своей индивидуальностью, характером. И когда он дожил до главной своей роли
в фильме "Маэстро с ниточкой", для него она не составляла никаких трудностей.
К тому времени у актера ведь накопилось страшно много работ в кино. Алексей Миронов
снимался в кино до последнего дня. В 90-е годы, когда забылось множество замечательных
имен, в квартире Мироновых постоянно раздавались звонки со студий. А в главной
роли впервые он снялся практически в 70 лет!
А в "Маэстро с ниточкой" – вообще глобальный конфликт, конфликт с
системой. Герой Миронова, Иван Федорович Макаров, пытается бороться, он ни с чем
не согласен. И главный эпизод фильма – когда он, выйдя на эстраду, на сцену, чтобы
исполнить частушки, вместо этого, вдруг обращается к народу: "Я вырос в семье,
где мы, дети, старшим не имели права поперечить. Так воспитывались все поколения
до нас. И факты подтверждают, что не було у нас в деревне поганых людей. И все
блюли совесть, порядок. А теперь?.. Ну, хорошо, построю я дом, даст Бог – вернется
сын. Но ниточка-то порвалась". Порвалась та самая ниточка, которая связывает
людей. Ниточка, которую надо беречь. Ниточка, которую государство должно беречь,
которую общество должно беречь. А она у нас порвалась. Вот и беда!
"На ножах"
Задела немного Алексея Миронова и сериальная судьба. А как же? Актер снимался
в прелестной роли Сида в сериале "На ножах". Удивительная роль – добрый
раб, крепостной слуга, как он сам себя называет. И сцена происходит у гроба барина.
Они вместе росли, герой Миронова на несколько лет старше своего барина. И этот
образ заставил актера углубиться в христианство и даже в дохристианскую религию
– славянскую религию русичей. Сид своего барина оберегал, готовил его к "той"
жизни, а он все равно мерзавец, и даже в гробу… мерзавец.
А последние фильмы с участием актера Алексея Миронова - "Свадьба"
и "Свет луны" вышли уже после его смерти.
Личная жизнь
Первый раз Алексей Миронов женился в 1948 году. Прожили шесть лет, вместе работали
в Калининграде – первом театре актера, а вот в мурманский театр жена за мужем
не поехала. И этот перерыв оказался роковым – она встретила другого и вышла замуж.
Вторая супруга Алексея Миронова была не из театральной среды. Галина Анисимовна
закончила Московскую консерваторию и педагогический институт, плюс Институт марксизма-ленинизма.
Так что она даже в политике разбиралась. Женаты были больше сорока лет. Получили
квартиру от театра. К тому моменту у них уже были двое детей: Володя и Лена. Сын
закончил МИИТ, дочь – Художественное училище имени 1905 года, работает в рекламе.
Трое внуков.
У каждого актера, помимо всего прочего, обязательно должен быть и свой собственный
монолог, который может и не звучать с экрана. Он должен быть внутри исполнителя.
Великий Феллини требовал от актеров "как из тюбика, выдавливать жизнь".
По такому принципу жил и творил Алексей Миронов. А в ноябре 1999-го его не стало.
За неделю до кончины актер поздравлял милиционеров с их профессиональным праздником,
пел, плясал. На похороны любимого артиста столичная милиция выделила транспорт,
венки и целый эскорт своих сотрудников. В последний путь "Старика Копытина"
проводили со всеми должными почестями.
Автор - Алексей Генералов
Использованные материалы:
Сергей Капков, "Алексей Миронов. Маэстро с ниточкой", "Эти разные,
разные лица", 30 историй жизни известных и неизвестных актеров.
Сергей Капков, "Краткая биография: Алексей Миронов", "Характерные
актеры российского кино" www.actors.km.ru