Фильмография:
1981 Тропинины
1982 Звезда и смерть Хоакина Мурьеты
1983 Июнь, Москва, Чертаново - фильм-спектакль
1983 Ромео и Джульетта – телеспектакль
1984 Михайло Ломоносов
1984 Формула любви
|
МИХАЙЛОВ
Александр Николаевич
Родился 18.08.1961
Лауреат Первого Московского молодежного фестиваля авторской духовной
песни во имя святого Романа Сладкопевца «Исповедь сердца»
Лауреат детского праздника «Рождество в Москве» (2003)
Награжден наградами русской Православной Церкви: медалями преподобного Сергия
Радонежского II степени и святого благоверного князя Даниила Московского
Кино. Воплощение детской мечты
Желание стать артистом у Александра Михайлова возникло в раннем детстве. Уже
с двенадцати лет он ходил в театральную студию, где постигал секреты актерского
мастерства, участвовал в постановках, занимался фехтованием и пластикой. Такая
подготовка, а также несомненный природный талант, помогли юноше легко поступить
в Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова.
Во время учебы Александру начали поступать предложения сняться в кино. Дебютировал
он в 1981 году ролью Тропинина-младшего в драме Сергея Евлахишвили «Тропинины». На втором курсе молодой акёр снялся у Анатолия Эфроса в телевизионном спектакле «Ромео и
Джульетта» в роли Ромео. Тогда же он исполнил главную роль Василия Воскресенского в телевизионном спектакле режиссёра Никиты Тягунова «Июнь, Москва, Чертаново».
Сразу после окончания ВТУ Александр Михайлов исполнил роль молодого Ломоносова
в популярном телесериале «Михайло Ломоносов». Но особенно актер запомнился и полюбился
зрителям по эксцентрической мелодраме Марка Захарова «». Это его
герой, одухотворенный, поэтический юноша Алексей, просил графа Калиостро оживить
скульптуру, в которую влюбился, а потом стрелялся все с тем же графом из-за прелестной
Машеньки (). Прекрасная,
искрометная роль! А какие актеры играли вместе с Михайловым: , , , ,
!
Александр Михайлов вспоминает о той своей работе: «Я не относился к ней серьезно,
как к своим драматическим ролям в театре, ведь «Формула любви» – это комедия.
Потом я задумывался, почему фильм оставляет такое светлое впечатление. Ведь Калиостро
боролся с Богом, хотел вывести формулу любви и доказать, что человек сильнее Творца.
Но в результате получается, что Бог победил. Кстати, у А.Н.Толстого этого нет.
Финал, где Калиостро покаялся и сдал себя властям, придумал Григорий Горин. Между
прочим, роль Алексея стала для меня автобиографичной. В юности я был очень похож
на своего героя, такой же витающий в облаках юноша. Когда прочитал сценарий, понял,
что это про меня. В конце фильма мой герой взрослеет, женится, у него начинается
новая жизнь. У меня было так же…»
Обретение себя
По окончании ВТУ Александр Михайлов был принят в Центральный детский театр.
Здесь его карьера также начала складываться более чем удачно: много работы, главные
роли. В театре Александр встретил и свою любовь в лице молодой актрисы . Он вспоминает: «Мы сразу поняли, что внутренне близки, начали много
общаться, нам почему-то все время хотелось друг другу выговориться, наверное,
потому, что у каждого за спиной была уже прожитая часть жизни, были душевные раны».
Вскоре они сыграли свадьбу, и Елена взяла фамилию мужа…
Казалось, что все в их жизни хорошо. Но за внешним благополучием скрывалось
неудовлетворенность жизнью, душевное смятение. Как рассказывает Александр, в театре
наметилась тенденция на развращение человеческих душ. Те роли, которые ему доставались,
он отвергал по этическим принципам. Ну не мог он играть убийц или самоубийц! Некоторое
время Александр и Елена пытались бороться с этим, но все оказалось бессмысленным.
По совету Елены Александр Михайлов обратился в церковь, к отцу Николаю Ведерникову.
«Батюшка меня спросил – в чем вы хотите покаяться, а я не знал, ну в чем мне каяться?
– рассказывает Александр. - И он сказал тогда – вы еще не готовы. И мы просто
разговаривали. Я говорил о своей жизни, о своих сложностях, о том, что меня мучает,
фактически, это нельзя было назвать исповедью. Но несмотря на это, когда я вышел
из храма, я вдруг ощутил, что что-то произошло. Я почувствовал, что это не просто
так, как мне раньше казалось – постояли и поговорили два человека. Нет, кто-то
еще при нашей беседе присутствовал. И я ощутил это Присутствие, и стал к этому
относиться серьезно, стал анализировать, записывать грехи, которые нужно исповедовать».
Просто так уйти из театра, в никуда, не подготовив почву, было опрометчиво.
Против этого был отец Иоанн, который говорил им: «Ничего не делайте по наитию
и желанию, но сообразуясь с реальной обстановкой и своими возможностями. Что вы
умеете и есть ли возможность реализовать это умение. На этот вопрос ответьте себе
сами. И всякое дело начинайте с молитвы». Александр и Елена, еще работая в театре,
начали брать уроки вокала и сольфеджио, готовя себя для служения в храме. Окончательно
порвать с театром они решили в 1987 году.
Новая жизнь
Уход Александра и Елены Михайловых из театра окружающие восприняли по разному.
Родители недоумевали, как можно было оставить успешную работу, многие коллеги,
считая их предателями, перестали с ними общаться, а газеты радовались возможности
преподнести читателям «жареные» факты. Впрочем, были и те, кто восхищались поступком
Михайловых.
«Уйдя из театра, мы окунулись в другой, совершенно неведомый нам мир, который
переборол все. Мы не оглядывались с болью назад, и для нас это была милость Божия.
Радость, к которой мы приобщились, она все покрывала», - признается Александр.
Свою новую жизнь они начали в храме, в подмосковном селе Гребнево, став певчими
в хоре. Альт и тенор.
Чуть позже Михайловы пришли к идее совместного исполнения духовных песен. В
1994 году они начали выступать с сольными концертами по России, а затем и за рубежом.
Их аудитория самая разная. Михайловы выступают в больницах и детских домах, в
домах для престарелых и тюрьмах, и, конечно же, в монастырях и многочисленных
приходах московских храмов. Их песни, посвящены любви к Богу и к родной земле,
а авторами стихов являются как знаменитые поэты: Сергей Есенин, Владимир Тредиаковский,
Николай Гумилев, так и деятели церкви: архидьякон Иосиф, монахиня Антония, святитель
Дмитрий Ростовский, а также неизвестные сочинители. Дуэт Михайловых возвращает
людям спокойствие, веру в добро и в духовное богатство.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Михайловы
выпустили несколько аудио-альбомом: «Слава Богу за все!» (1995), «Пойте, детки,
Господу» (1996), «Тихая моя Родина» (1998), «Душа грустит о небесах» (2003). Последний
альбом они посвятили памяти своего духовного отца, протоиерея Феодора Соколова,
погибшего в автомобильной катастрофе в 2000 году.
Чувствуя потребность полнее и глубже выразить себя, Александр и Елена в 1997
году окончили Православный Свято-Тихоновский богословский институт со степенью
бакалавра религиоведения (Александр) и бакалавра искусств (Елена).
Еще одной стороной творчества Михайловых стала постановка спектаклей. Александр
Михайлов рассказывает: «Нам в какой-то момент показалось мало певческого языка,
чтобы высказать все, что сейчас нас волнует. Мы почувствовали, что нужно воспользоваться
языком драматургии». Да, они вновь вернули к театру, но к театру, о котором мечтали,
выбирая литературу, близкую им по духу.
Для своей первой постановки (которая была осуществлена в 1998 году) Михайловы
избрали сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», пригласив режиссёром профессора
театрального училища имени Б.В.Щукина Марианну Рубеновну Тер-Захарову. Михайловы
же исполнили в спектакле каждый по несколько ролей. О вере в спектакле напрямую
не говорится, но при этом поднимаются понятия совести, нравственности. А ведь
совесть – это и есть глас Божий в человеке.
В последующие годы Михайловы поставили еще ряд спектаклей, среди которых -
«Матрёнин двор» по рассказу Солженицына (режиссёр В.В. Иванов), демонстрировавшийся
в театре «Глас». Постановки Михайловых все больше пользуются успехом и популярностью
у зрителей, а это значит, что их усилия не напрасны.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Анна Иванова, Елена Меркулова, «Формула любви. Продолжение следует…», журнал «Фома»
№5, 2006 год;
О. С. Дзюбинская, «Александр и Елена Михайловы», http://pesni.voskres.ru
|