1950 Жуковский
1955 Мать
1958 Ветер
1959 Жизнь прошла мимо
1960 Пусть светит
1961 Ночь без милосердия
1968 Шестое июля
1971 Русское поле
1971 Ты и я
1972 Последний гайдук
1973 Следствие ведут знатоки. Дело № 8. Побег
1975 Крестьянский сын
1976 Долги наши
1976 Красное и черное
1976 Легенда о Тиле
1976 Сибирь
1977 Долг
1977 И это все о нем...
1978 Время выбрало нас
1978 Игроки - телеспектакль
1978 Мой ласковый и нежный зверь
1978 Плата за истину
1978 Соль земли
1978 Ссыльный 011
1979 Безответная любовь
1979 Верой и правдой
1979 Гараж
1979 Похищение "Савойи"
1979 Сегодня и завтра
1980 Коней на переправе не меняют
1980 Полет с космонавтом
1981 Остаюсь с вами
1981 Черный треугольник
1982 Владивосток, год 1918
1982 Мать Мария
1982 Не ждали, не гадали
1982 Остров сокровищ
1982 Солнечный ветер
1982 Срочно… Секретно… ГубЧека…
1983 Анна Павлова
1983 Блондинка за углом
1983 Детский сад
1983 Семь часов до гибели
1983 Черный замок Ольшанский
1984 Наследство
1985 Грядущему веку
1985 Змеелов
1986 Дорогой Эдисон!
1987 Живой труп - телеспектакль
1987 Поражение
1988 Цитата
1991 Отель "Эдем"
МАРКОВ
Леонид Васильевич
13.12.1927 с. Алексеевское, Северный Казахстан - 02.03.1991, Москва
Народный артист СССР (1985)
Детские годы
Леонид Марков родился 13 декабря 1927 года в селе Алексеевском (Северный Казахстан).
Отец Леонида был актёром провинциальных театров, мама - гримёром. Каждые пять-шесть
лет семья Марковых переезжала. Иваново, Кинешма, Якутск, Ашхабад, Саратов, Вологда...
В снимаемых театрами дешёвеньких квартирах жили скромно, но весело. В актёрских
семьях так заведено, что детей обязательно вводят в спектакли. Маленький Лёня
дебютировал в пять лет в «Хижине дяди Тома».
Чуть позднее - в возрасте семи лет - Леонид уже играл вместе со своей сестрой
- Риммой Марковой. «Чем был замечателен спектакль:
там мальчик был старше, а девочка - младше. Мы играли наоборот. Брат был беленький,
никому и в голову не приходило, что мы – наоборот», - вспоминает Римма Маркова.
Но все же Леонид в детстве театр не любил. У него были другие пристрастия:
потрясающе рисовал, вырезал по дереву, лепил. Его заветная мечта детства - стать
художником.
Кочевая жизнь родителей - актеров сказывалась на брате с сестрой по-разному:
Леонид, в отличие от сестры учился хорошо. Зато сестра, обладая фактурной внешностью
и хорошими физическими данными, взяла брата под «свое крыло» и защищала его в
критических ситуациях.
Школу Леонид и Римма закончили в Вологде. Там же они поступили в студию при
местном Вологодском драматическом театре, где художественным руководителем была
Лия Давыдовна Ротбаум. Она чувствовала, что Леонид Марков способен на большее.
И повезла его «показывать» в Москву, прихватив заодно и Римму Маркову.
Театральные подмостки
В 1947 году двадцатилетнего Леонида Маркова вместе с сестрой Риммой приняли
в театральную студию, а потом и в Театр Ленинского комсомола, которым руководили
выдающиеся режиссеры и педагоги Иван Берсенев, Софья Гиацинтова и Серафима Бирман.
Вдали от родителей они жили впроголодь - была карточная система, одежонка старенькая,
перспективы - туманные... Первое время они жили на вокзале, позже – в подсобке
при театре и только потом – в комнатке энергоинститута, раздобытой для них главрежем
Ленкома Иваном Николаевичем Берсеневым. «По вечерам мы с братом обязательно куда-нибудь
ходили. Я сохраняла программки, которых к концу года собиралось до трёхсот. Это
значит, что почти каждый Божий день мы были или на концерте классической музыки,
или в театре, или на выставке», - вспоминает Римма Маркова.
В Театре Ленинского комсомола Леонид Марков проработал с 1947 по 1960 год.
За эти годы он играл в спектаклях: «Честь смолоду» (Нехода),«Сирано де Бержерак»(Кристиан,
Карбон де Кастель Жалу), «Вишневый сад» (Яша, Петя Трофимов), «Живой труп» (Петрушин),
«Фабричная девчонка» (Комсорг), «Мужество» (Калюжный), «Утраченные иллюзии» (Аббат
Эррера), «Святая Жанна» (Граф Уорик), «Первая конная» (Митряй) и др.
Затем была работа в Театре имени Пушкина, где он принял участие в спектаклях:
«День рождения Терезы» (Марсело), «Романьола» (Микеле Даспонси), «Столпы общества»
(Иухан), «Поднятая целина» (Тимофей Рваный), «Высшее существо» (Ференц) и др.
Театр имени Моссовета
В 1966 году Леонид Марков переходит работать в Театр имени Моссовета. Здесь он
переиграл почти весь классический репертуар: Лермонтова, Тургенева, Чехова, Достоевского,
Толстого. Юрий Завадский взял его в расчете на то, что он заменит Николая Мордвинова
в «Маскараде». И если Николай Мордвинов играл дворянина - блестящая речь, прямая
спина, в общем, барин, аристократ, то у Леонида Маркова - Арбенин был разночинцем,
который выбился в люди, и за это его ненавидят в свете.
Леонид Марков умел сосредоточиться на личной, а не на социальной драме героя,
создавал характер, а не тип. Он много играл классических ролей, но персонажи его,
возможно, не отдавая себе в том отчета, страдали депрессией вполне современной
— тяжелым стыдом сильного человека, измученного серостью совкового «застоя». И
сгибались под тяжестью «русской тоски», к смене времен равнодушной и висевшей,
как родовое проклятие. О его Феде Протасове говорили: «перегоревший человек».
Его Егор Булычов не рвался выяснять отношений с «другими», обладая сознанием ясным
и безнадежным. Он был по-диккенсовски гротескным Порфирием Петровичем в «Петербургских
сновидениях»
Московский триумф Романа Виктюка начался именно с «Царской охоты», поставленной
им в Театре имени Моссовета: Леонид Марков – Алексей Орлов; Маргарита Терехова
– Самозванка. Столичные театралы смотрели «Царскую охоту» по несколько раз, а
провинциалы специально приезжали в Москву ради этого спектакля.
«Он умел приковывать к себе внимание на сцене. Можно даже сказать, что у него
была своя «Марковская» пауза. В «Царской охоте» была сцена, когда он пытается
снять кольцо, которое подарила ему самозванка, выдающая себя за дочь Петра. Он
крутил его, пытался стянуть, две минуты он ходил по сцене и снимал это кольцо.
Весь зал просто замер в тишине. Но когда сорванное кольцо полетело за кулисы,
зал взорвался овацией», - вспоминает один из его друзей Леонид Ивтифьев
Театры дрались за Леонида Маркова. Михаил Царев, художественный руководитель
Малого, звал к себе артиста не один год. И вот, наконец, решив, что Театр имени
Моссовета ему «надоел», Леонид Марков ушел в Малый. Там успешно сыграл главную
роль в «Зыковых» и… спустя восемь месяцев вернулся обратно, в труппу «Моссовета»:
весьма специфический, академический репертуар Малого не пришелся по душе.
В Театре Моссовета он играл героев особенных — с характером мощным, тяжелым,
жестким, своенравным. Не просто сложным, но частенько к тому же и неприятным.
«Гнетущий человек» — говорили про марковского героя критики.
Киноработы
В театре Леонид Марков переиграл весь звездный репертуар. А с кино не сложилось
– роли доставались до обидного незначительные! Но и они запоминались.
В 1956-м у него были прекрасные пробы к фильму Григория Чухрая «Сорок первый»
на главную роль офицера-белогвардейца, которую впоследствии сыграл Олег Стриженов.
Элем Климов пробовал его на роль Распутина в «Агонии», но предпочел Алексея Петренко
– он и по возрасту, и по внешности больше подходил к роли.
Сам Леонид Марков из всех фильмов, в которых он снялся, выделял мелодраму Николая
Москаленко «Русское поле», вышедшую на экраны в 1971 году. И действительно, именно
с этого фильма начиналась всесоюзная известность Леонида Маркова. В этом фильме
актер живет, а не играет.
Конец 70-х – начало 80-х. Именно в эти годы Леонид Марков создает целую галерею
запоминающихся героев. В знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Гараж» он играет
роль крупного ученого, который в жарких кооперативных баталиях становится на сторону
справедливости, но, увы, становится не сразу… А в фильме Гавриила Егиазарова «Коней
на переправе не меняют» Леонид Марков играет Анатолия Борисова - руководителя
нового типа. Он рисует образ своего героя тонкими, точными штрихами: это человек
мыслящий и глубоко чувствующий, способный отозваться на чужую боль, вслушаться,
понять и оценить мнение другого человека. Даже в самых сложных ситуациях не теряет
он своей выдержки, интеллигентности, не срывается на крик.
Герои Маркова, как правило, мудрые, глубокие, очень интеллигентные люди. Вот
и в фильме Геннадия Васильева «Полет с космонавтом» (1980) Леонид Марков играет
полковника милиции, - человека умного, с чувством юмора, умеющего признать свою
неправоту, быть выше чисто ведомственных интересов.
А как тонко сыграна актером роль в фильме Сергея Колосова «Мать Мария». Леонид
Марков, играющий Скобцова, подчеркивает душевную мягкость своего героя. И лишь
в дни оккупации Парижа, в канун ареста матери Марии и ее сына - во время последней
встречи, - актер тонким оттенком интонации, едва уловимым движением показывает,
что человека-то давно уже нет, что мягкость характера его героя перешла в размягчение
души и воли. Тоскливая забота о близких у Скобцова - Маркова все время борется
с тоскливой усталостью от жизни. И это страшно.
Одной из самых заметных киноролей Леонида Маркова, безусловно, является Урбенин
в драме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», экранизации повести Чехова
«Драма на охоте». Актер создал образ тихого и приниженного Урбенина, в глазах
которого, в его жестах сквозила необычайная, пронзительная тоска.
Запомнился актер и по фильмам: «Красное и черное», «Наследство», «Долги наши»,
«Змеелов», а также по знаменитому телесериалу «Следствие ведут Знатоки», где он
снялся в серии «Побег».
Работа на радио
Леонид Марков обладал уникальным голосом и манерой говорить. Наверно, поэтому
его часто приглашали работать на радио. Около ста записей, охватывающих большой
временной период с 1954 по 1990 год, литературных произведений, радиоспектаклей
с его участием хранятся в коллекции радиофонда: «В зимнем лесу» С.Богомазова,
в роли Волка; «В гимназии» Н.Гарин-Михайловского, в роли Отца; «Белые розы, розовые
слоны» У.Гибсона, в роли Генри Пулэски; «Судьба» П.Проскурина, в роли Макашина;
«Инспектор Тихонов» Аркадия и Георгия Вайнеров, в роли Шарапова; «Королев и Гагарин»
В.Губарева, в роли Королева; «Первая любовь» И.Бунина, в роли Отца и другие спектакли.
Актер читал литературные произведения А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Достоевского,
И.Абашидзе, В.Астафьева, Б.Васильева, Р.Рождественского...
Личная жизнь
Внимания артиста постоянно добивались женщины. Поклонницы проходу не давали.
Первый брак распался из-за ревности жены. И два следующих оказались неудачными.
А с последней женой – Еленой Марков он жил 20 лет, до самой смерти.
«Мы познакомились на телесъемках спектакля, – рассказывает Елена Владимировна.
– Я тогда работала инженером на телевидении. Произошла неувязка с цветом, Лене
надо было поменять рубашку, и я подошла к нему с этой просьбой. Обычно звезды
капризничают, а он поднял глаза, как ребенок, и спрашивает послушно: «Куда идти?
Где переодеваться?» В ту же минуту я и влюбилась!..
Нам было интересно вместе, несмотря на разницу в возрасте – когда познакомились,
ему было 43, мне 27. Он много читал, многое знал. Мы могли разговаривать часами!
Любили подолгу жить на даче, нам никогда не было скучно вдвоем. Он прекрасно рисовал,
дома остались его картины. Он был мощной спиной, охранял меня – когда умер, я
почувствовала это…
Наверное, наша жизнь не была гармонией – всякое случалось, но это была яркая
палитра. Настолько яркая, что прошло 15 лет после его смерти, а никого за это
время я не могла бы даже близко сравнить с Леней. Жалею только о том, что не родила.
Он говорил: «Ты – мой ребенок, я – твой». Потом пожалела…»
За год до смерти Елена и Леонид вместе приняли крещение. Когда Елена захотела
креститься, даже не думала, что муж поддержит. А он сказал, как будто думал об
этом уже давно: «И я с тобой».
« Знаете, каким он был...»
Римма Маркова: «Леня был особенно востребован. Во-первых, талант, во-вторых,
сильная мужская харизма: он умел играть пол, что не всякому дано!»
Роман Виктюк: «Я знаю, что Маркова считали надменным, нахальным, дерзким. Да,
все это было. Но я его помню очень простым, мягким, податливым. Очевидно, к нему
надо было уметь подойти, понять его далеко не ординарную личность».
Георгий Тараторкин: «Кино, как и театр, тоскуют по такой мужской природе. Это
большая редкость, когда на сцене подлинный мужчина. Это же с ума сойти, как они
играли с Ритой Тереховой «Царскую охоту»! Есть существование актера в рамках персонажа,
а в его случае рамки раздвигались. Там был обязательно он».
Леонид Ивтифьев: «Леонид Васильевич был очень эмоциональным человеком, но при
этом и весьма сдержанным. Конечно, ему, наверное, нравилось, что его любили зрители.
Актерская профессия очень тщеславная, но в нем не было этого тщеславия.
В жизни он был сложный. Но я могу сказать, что хорошего было в нем больше,
чем плохого. Да, любил выпить, в компании мог очень болезненно подколоть кого-нибудь,
припомнить что-то не очень приятное. Но мог и извиниться, позвонить утром и сказать:
«Прости меня, это не я, это водка во мне говорила».
Мистика
Леонид Марков в 1985 году сыграл в фильме «Змеелов» человека, умирающего от
рака. А шесть лет спустя умер от рака уже по-настоящему.
В 1990 году ему предложили роль Сатаны в картине «Отель «Эдем», и он согласился.
Съемки завершились в конце февраля 1991 года. Однако 1 марта к Маркову прибежал
технический директор и сообщил, что при озвучивании одна фраза, сказанная его
героем, то бишь Сатаной, не получилась. Фраза была такая: «Безобразие на земле
начинается тогда, когда появляется на ней чистая, светлая душа». Пришлось Маркову
отправляться в тон-студию и переозвучивать фразу заново. Сразу после этого ему
внезапно стало плохо, и его отвезли в больницу. Там он через два дня скончался.
Прошло более шестнадцати лет с тех пор как Леонид Марков ушел из жизни, но
поклонники и сейчас шлют ему письма. Всенародная любовь и признание неразрывной
нитью соединили творчество Леонида Маркова большое искусство.
TED
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2000.
Р. Болотская. «Он умел играть пол» - на сайте Собеседник.
Леонид Марков на сайте «Звезды кино, ушедшие из жизни».
А. Морозов. «Вспоминая Леонида Маркова» - (Независимая газета – 17.12.2004.)
Л. Марков - (Новейшая история отечественного кино. 1986-2000.)