ЛИ
Олег Сафронович
Родился 04.05.1942, Наманган Узбекской ССР
Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан
Лауреат Премии КГБ СССР за исполнение роли в фильме «Люди в океане» (1981)
Поворот судьбы
Актером Олег Ли стал совершенно случайно. В 1969 году он окончил Ташкентский
энергетический институт и стал работать инженером по электронной микроскопии в
ташкентском НИИ геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений. Не за горами
была защита кандидатской. Казалось бы, будущее молодого человека было предопределено…
Младший брат Олега работал в Корейском ансамбле песни и танца. В 1971 году,
как раз накануне гастролей в Алма-Ату, в ансамбль поступила новая электронная
аппаратура. Никто из музыкантов не знал, как ее обслуживать. Брат обратился за
помощью к Олегу. Тому очень хотелось побывать в столице. К тому же, поездка удачно
совпала с очередным отпуском Олега, и он согласился.
На следующий день после концерта Олега попросили зайти в Корейский театр драмы,
и предложили что-нибудь прочитать или спеть. Видимо молодой человек приглянулся,
и ему сообщили, что в это время консерватория имени Курмангазы набирает корейский
курс на актерский факультет.
Олег Ли вспоминает: «Я твердо знал, что никакого актера из меня не получится,
но поскольку временем располагал, то можно было и попробовать. Директор НИИ, когда
я пришел к нему за характеристикой, даже привстал от возмущения: «Да ты что?!
У тебя защита кандидатской на носу!». «Да я же буду поступать только из спортивного
интереса», - успокоил его».
Директор волновался не зря, в консерваторию Олег поступил без всяких проблем.
Из НИИ ему пришлось уйти…
«Транссибирский экспресс»
В 1975 году Олег Ли окончил с отличием Казахскую государственную консерваторию,
а уже спустя год начинающему актеру предложили роль японского детектива Исидо
в приключенческом фильме «Транссибирский экспресс». На эту роль помимо Олега Ли
пробовались такие известные актеры, как Нурмухан Жантурин и Болот Бишеналиев.
Поэтому, когда спустя полтора месяца после проб ему принесли телеграмму: «Выезжайте
на съемки», состояние у Олега Ли было близкое к обмороку: «Почему я, а не звезды?!».
Молодому актеру повезло. На съемках подобрался очень дружный коллектив замечательных
актеров: Асанали Ашимов, Наталья Аринбасарова, Олег Видов, Нонна Терентьева, Константин
Григорьев, Олег Табаков, Нина Алисова. Эта картина стала для Олега Ли хорошей
актерской школой и настоящей «взлетной площадкой» в мир кино.
Дальнейшие работы в кино
Как признается сам Олег Ли, успех «Транссибирского экспресса» немножко вскружил
ему голову. «У меня пошло что-то вроде звездной болезни, – рассказывает он. -
Слава Богу, что потом на моем пути встретились такие люди, как Николай Рыбников,
которые, несмотря на огромную популярность, вели себя очень просто».
С Николаем Рыбниковым Олег Ли познакомился на съемках своей второй картины
– приключенческом фильме «Последняя охота». Олегу вообще всегда везло на друзей.
Впоследствии ему довелось работать с Владимиром Ивашовым, Павлом Чухраем, Арменом
Джигарханяном, Владимиром Хотиненко, Олегом Борисовым, Леонидом Куравлевым, –
и со всеми у него сложились хорошие, дружеские отношения…
Тем временем, стремительно набиравшего популярность Олега Ли стали приглашать
все киностудии Советского Союза. В 1981 году он сыграл одну из главных ролей в
киноповести Павла Чухрая «Люди в океане», рассказывающей о жизни советских пограничников
на дальневосточных рубежах нашей страны. За эту работу актер был удостоен премии
КГБ СССР.
В 80-е годы Олег Ли снимался ежегодно в 2-3 картинах. Причем мягкому в жизни
актеру, как правило, доводилось играть в кино людей жестоких и волевых. Такими
были его герои в психологической драме «Бармен из «Золотого якоря», приключенческих
фильмах «Тайны мадам Вонг» и «Маньчжурский вариант».
В исторической драме режиссера Ермека Шынарбаева Олег Ли сыграл сразу две большие
роли - Короля и Монаха. К сожалению, эта картина, получившая девять (!) международных
премий, в России была признана «элитарной и некассовой» и не дошла до отечественного
зрителя.
Режиссер
Еще в 1983 году Олег Ли окончил режиссерский факультет театрально-художественного
института. В 90-е годы, после развала Советского Союза, Олег Сафронович перестал
сниматься в кино и сосредоточился на работе в республиканском корейском театре
музыкальной комедии в Алма-Ате. Вот уже много лет он является главным режиссером
этого театра.
BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Галия Шимырбаева, «Олег Ли: Театр - это жизнь, а кино – любовь» www.kazpravda.kz
|