Фильмография:
1959 Песнь о Кольцове
1960 Испытательный срок
1961 Девять дней одного года
1965 Время, вперед!
1965 Строится мост
1967 Таинственная стена
1969 Остров Волчий
1971 Вся королевская рать
1972 Час жизни - фильм-спектакль
1973 Возврата нет
1973 Во весь голос - фильм-спектакль
1974 Вылет задерживается
1975 Бегство мистера Мак-Кинли
1975 Меняю собаку на паровоз
1975 Факт биографии
1976 Дневной поезд
1976 Дни хирурга Мишкина
1976 Середина жизни
1979 Активная зона
1979 Вторая весна
1982 Голос
1982 Мегрэ колеблется
- фильм-спектакль
1983 Долгая дорога к себе
1988 Трагедия в стиле рок
1990 Система ниппель
1993 Вишневый сад
1997 Кризис среднего возраста
1998 Чехов и К
2001 Сыщики - сериал
2002 Кино про кино
2003 Другая жизнь - сериал
|
ЛАВРОВА
Татьяна Евгеньевна
(наст. фамилия Андриканис)
07.06.1938, Москва - 16.05.2007, Москва
Народная артистка России (1988)
Детство
Настоящая фамилия Татьяны Лавровой – Андриканис. Ее родители - папа, Евгений
Николаевич Андриканис, и мама, Галина Кузьминична Пышкова, были кинооператорами.
Вместе они сняли такие фильмы, как «Гаврош» и «Небо Москвы».
Когда Тане было 12 лет, родители разошлись, и это событие, по ее собственному
признанию, оставило тяжелый отпечаток на всю жизнь. Некоторое время после развода
родителей Татьяна оставалась с мамой, а в 17 лет она ушла из дома. Детство закончилось.
Для Татьяны началась своя собственная жизнь...
МХАТ
Таня с детства знала, что обязательно станет актрисой. Пришло время, и девушка
подала документы сразу во все театральные учебные заведения Москвы. Удача улыбнулась
ей в школе-студии при МХАТ. В этом было что-то символичное, ведь одним из предков
Татьяны был легендарный меценат Савва Морозов, строитель Художественного театра.
А вскоре пришел и первый успех. МХАТу требовалась молодая героиня на роль Нины
Заречной в легендарной «Чайке». Так студентка четвертого курса попала в окружение
выдающихся театральных звезд. Партнершей Татьяны была сама Алла Константиновна
Тарасова, игравшая Аркадину.
Правда, для работы в театре Татьяне пришлось сменить фамилию. Ей объяснили,
что «русская актриса должна иметь русскую фамилию». Пришлось взять псевдоним.
Выбрала Татьяна его очень оригинально. Она попросила сокурсников написать фамилии
на листке бумаги и ткнула в одну из них, наугад. Так из Татьяны Андриканис получилась
Татьяна Лаврова.
После дебюта в «Чайке» о Татьяне Лавровой заговорили, как о новом таланте.
На курсе она была признана первой ученицей, педагоги школы-студии прочили ей большое
будущее, а МХАТовские «старики» приняли и полюбили молодую актрису. Великий Грибов
даже предложил ей вместе сыграть «Белые ночи» Достоевского.
О таком начале карьеры можно было только мечтать, и тем неожиданней стал уход
Татьяны Лавровой из МХАТа. Но об этом чуть позже, а пока…
Первый брак
Тем временем Татьяна Лаврова вышла замуж. Ее избранником стал актер Евгений
Урбанский - человек редкого таланта, которого впоследствии назовут советским Марлоном
Брандо.
Когда они познакомились, Евгений Урбанский был женат, и работал в театре имени
Станиславского. Татьяна нередко приходила на его спектакли, и Евгений каждый раз
очень волновался. Несмотря на разницу в возрасте (Евгений был старше на 6 лет),
Татьяна была для него большим авторитетом.
Об их совместной жизни Татьяна Лаврова вспоминает: «Он казался очень старым,
мне во всяком случае. Смешно да? Вы знаете, я была очень юна. Это была первая
любовь, что сложности быта, они тогда не так воспринимались, как сейчас. Мы долго
жили в общежитии театра Станиславского. Потом у моей бабушки за ширмой в одной
в коммуналке. И снимали комнаты. Но это не превалировало интереса к жизни и друг
к другу и к искусству».
Однако их совместная жизнь была недолгой. Татьяна узнала об измене мужа и не
смогла ему этого простить: «…идеализм молодости, он бескомпромиссен, особенно,
если любовь есть». А спустя некоторое время случилась трагедия. 5 ноября 1965
года Евгений Урбанский погиб на съемках фильма «Дублер», выполняя трюк на автомобиле.
«Девять дней одного года»
Вернемся на несколько лет назад. Итак, в 1959 году Татьяна Лаврова окончила
Школу-студию и осталась работать в МХАТе. Тогда же состоялся ее дебют в кино.
Первой ее ролью стала Варя в фильме «Песнь о Кольцове».
А спустя два года Татьяна Лаврова сыграла главную роль в драме Михаила Ромма
«Девять дней одного года». Молодой актрисе посчастливилось сниматься с великими
мастерами кинематографа и .
И как органично она вписалась в это трио!
Как и многие шедевры, эта картина имела непростую судьбу. Первоначально сценарий
был вовсе запрещен, и только благодаря настойчивости Михаила Ромма фильм все же
состоялся. Что же так не понравилось чиновникам от культуры?
Дело в том, что картина для того времени была во многом нетипичная. Главные
персонажи - физики-ядерщики (Смоктуновский и Баталов) – были не картинными героями,
а обыкновенными людьми со своими житейскими проблемами. Все это дополнялось непростым
любовным треугольником, в котором разрывалась Леля - героиня Татьяны Лавровой.
Татьяна Евгеньевна вспоминает: «Главное на площадке – Ромм, который точно знал,
куда нас вести. Я сама ему задала: «Так кого же она любит – этого или этого».
Он сказал: «Деточка, можно любить двоих». Я сказала: «Хорошо».
Успех «Девяти дней одного года» был огромен. Картина была удостоена множества
призов. Главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах, Почетный диплом
международных кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, Государственная премия
РСФСР имени братьев Васильевых - и это далеко не полный перечень наград.
Не удивительно, что после выхода картины Татьяна буквально проснулась знаменитой.
Актрисе посыпались многочисленные предложения от других режиссеров, но… «…всех
я мерила уже по Ромму и от большинства предложений отказывалась», - признается
Татьяна Евгеньевна. К тому же в эти годы начался ее стремительный взлет в театре…
«Современник»
Как уже говорилось, несмотря на успехи во МХАТе Татьяна Лаврова приняла решение
покинуть его. В 1961 году она перешла в «Современник».
Чем же объясняет свой поступок сама актриса? «Меня поразило то, что на сцене
«Современника», сейчас этим, конечно, никого не удивишь, но я увидела людей, которых
я вижу в жизни, которые существуют реально. А во МХАТе были великие мастера, но
там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут,
и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность
была. Скучно мне стало там…»
«Современник» сделал Татьяну Лаврову знаменитой. Здесь она сыграла одну из
лучших своих ролей - Гитель Моску в пьесе Э. Гибсона «Двое на качелях». Вот что
писал о ней Виталий Вульф: «Лаврова играла искусно, тонко и глубоко. Она давала
ощущение "первооткрывателя". У ее героини Гитель Моска, маленькой женщины,
привыкшей отдавать все, что она может, была великая душа. До сих пор мне слышится
голос Тани Лавровой: «Сколько бы ты ни прожил на земле, я хочу, чтобы ты помнил:
последнее, что ты услышишь от меня, это что я люблю тебя».
Не менее интересными были и другие работы актрисы: Катя в спектакле «С любимыми
не расставайтесь», Раневская в «Вишневом саде», Полина Андреевна в «Чайке», Лавра
в «Эшелоне», Настя в пьесе «На дне» и др.
Вспоминает Виталий Вульф:
«Лаврова была беспощадна к своим героиням, она с потрясающей силой и вдохновением
сыграла Настю в «На дне», тема возрождения человека была доминирующей в этом спектакле.
В те уже далекие годы она была любимицей Волчек, и та занимала ее во всех своих
спектаклях. Лавра в «Эшелоне» Рощина, Раневская в «Вишневом саде» были уже работами
мастера, актрисы мощной индивидуальности, талант которой заражал и притягивал
и зрителей, и товарищей по сцене.
Именно в «Современнике» Лаврова сыграла роль, которая навсегда останется в
истории театра Чехова непревзойденной: Полина Андреевна в «Чайке» <...> Это была особая «Чайка», критика считала ее неудачей
режиссера, она была насмешливой и очень трезвой, неожиданной. На сцене были обыденные
люди с возвышенным складом души. И самой неожиданной была Лаврова, сыгравшая,
казалось бы, невыгодную, не очень выразительную роль с редким проникновением в
суть, как бы высвободив в себе скрытую энергию…»
Личная жизнь
На сцене «Современника» в те годы играли потрясающие актеры: , Олег Табаков, , ,
, , ,
… Обаятельный, искрометный,
невероятно талантливый и, в то же время, нервный, неуживчивый и очень ранимый
Олег Даль… В 1965 году Олег и Татьяна стали мужем и женой. Вместе они прожили
лишь полгода...
Впоследствии в жизни Татьяны Лавровой был и третий брак, но о нем она вспоминать
не любила.
Кино 70-е годы
Как признавалась сама Татьяна Лаврова: «Моя история с кино не очень состоялась».
Да, роль в фильме «Девять дней одного года» так и осталась лучшей в кинобиографии
актрисы. И все же интересные работы были. Это и политическая драма Наума Ардашникова
«Вся королевская рать», и фантастическая притча Михаила Швейцера «Бегство мистера
Мак-Кинли», и психологическая драма Бориса Шадурского «Факт биографии», и мелодрама
Леонида Марягина «Вылет задерживается» (роль - Ольга Васильевна)…
Снова МХАТ
В 1978 году Лаврова вернулась в МХАТ к Олегу Ефремову (он покинул «Современник»
в 1970 году). Поначалу ее карьера здесь складывалась очень удачно. Она много играла
в самых спектаклях: «Наедине со всеми» (Наташа), «Серебряная свадьба» (Аглая),
«Варвары» (Надежда Монахова), «Московский хор» (Люба), «Мишин юбилей» (Катя),
«Венецианский антиквар» (Графиня Изабелла), «За зеркалом» (Графиня Брюс)…
И вновь была «Чайка». Только теперь уже Татьяна Лаврова выходила на сцену в
роли Аркадиной. Виталий Вульф: «Лаврова <...> играет проникновенно, с ощущением
общей темы спектакля. <...> В Аркадиной она как истинная актриса сыграла
боязнь приближающейся старости. Поэтому ее Аркадина моложава, следит за собой
и третий акт, сцену с Тригориным, проводит на пределе человеческих и женских сил,
безо всякого актерства».
Но в дальнейшем все сложилось совсем не так, как, наверное, хотелось бы актрисе.
С годами ролей становилось все меньше и меньше. Одной из причин считают ее неуживчивый
характер. Хотя, как считает Виталий Вульф: «Он (характер), может быть, действительно
нелегкий, но вся конфликтность ее натуры связана с тем, что в искусстве Лаврова
– максималистка».
Последние годы
В последние годы работы в театре у Татьяны Лавровой было мало. В интервью «Аргументам
и фактам» она как-то призналась: «Я два года не имею ни одной роли пока что. И
у меня уменьшился репертуар, потому что часть спектаклей, в которых я играла,
они сняты в силу определенных обстоятельств. Ну, женщинам всегда сложно в театре.
Но я надеюсь, я с лишком много проработала в этом театре, много сил отдала и здоровья.
Надеюсь, что мне что-то предложат. Я вот сейчас живу в ощущении: «Ищу режиссера,
ищу режиссера!». Где бы его взять, чтобы он захотел со мной трудиться. Вот, например,
мне сейчас очень хочется сняться у, я его очень люблю, у .
Он картину начинает. И хотелось бы сняться начинается «Московская сага» Васи Аксенова,
который мой друг. И никто не зовет туда, а мне очень хочется. Я думаю, вдруг я
скажу по телевидению и они захотят. В театре у меня просто папки несыгранных ролей.
Как-то недавно перебирала все и думаю: «Боже мой, и это не сыграла, и это, и это».
6 мая 2007 года Татьяне Лавровой внезапно стало плохо. Ее сын Владимир срочно
вызвал «Скорую помощь», и актрису доставили в клинику. Врачи определили у Татьяны
Евгеньевны серьезное и опасное заболевание сердца. Десять дней они боролись за
жизнь актрисы. Побороть смертельную болезнь не удалось...
Игорь BIN
Использованные материалы:
Виталий Вульф, «Театральный дождь. Татьяна Лаврова»;
Татьяна Лаврова. Программа «Кумиры». Эфир 03.04.2002 http://www.tv-ostankino.ru;
Наталья Васина, «Судьба Татьяны Лавровой» http://www.aif.ru;
Татьяна Лаврова на сайте МХАТа http://www.mxat.ru
|