Фильмография:
1955 Васек Трубачев и его товарищи
1955 Звёзды на крыльях
1955 Максим Перепелица
1955 Пути и судьбы
1956 Зачем я это сделала? - короткометражный
1956 Медовый месяц
1957 Дорогой бессмертия - фильм-спектакль
1957 Его время придёт
1957 Навстречу песне - короткометражный
1958 Андрейка
1958 В дни Октября
1959 Повесть о молодоженах
1959 Ссора в Лукашах
1960 Третья, патетическая - фильм-спектакль
1960 Домой
1961 Девчонка, с которой я дружил
1961 Журавлиные перья - фильм-спектакль
1961 Коллеги - фильм-спектакль
1962 С вечера до утра - короткометражный
1962, 1963 Женихи и Ножи
1963 Живые и мертвые
1963 Мститель - фильм-спектакль
1964 Верю в тебя - фильм-спектакль
1964 Мильон терзаний - фильм-спектакль
1964 Верьте мне, люди
1965 Залп «Авроры»
1965 Новогодний календарь
1966 Долгая счастливая жизнь
1967 Дело по обвинению - фильм-спектакль
1967 Возмездие
1968 Братья Карамазовы
1968 Наши знакомые
1968 Нейтральные воды
1968 Штрихи к портрету В. И. Ленина
1969 Океан - фильм-спектакль
1969 Правду! Ничего, кроме правды! - фильм-спектакль
1969 Чайковский
1970 Любовь Яровая
1970 Сколько лет, сколько зим! - фильм-спектакль
1970 Срочно требуются седые волосы - фильм-спектакль
1971 Мещане - фильм-спектакль
1971 Ход белой королевы
1972 Укрощение огня
1972 Педагогическая поэма - фильм-спектакль
1972 Ревизор. Сцены из спектакля - фильм-спектакль
1973 Женитьба Белугина - фильм-спектакль
1973 Океан
1973 С вечера до полудня - фильм-спектакль
1973 Хроника одной репетиции - фильм-спектакль
1974 Ещё не вечер
1974 Повесть о человеческом сердце
1975 Доверие
1976 Обычный месяц
1977 Обратная связь
1977 Объяснение в любви
1978 Встречи
1978 Мой ласковый и нежный зверь
1978 Соль земли
1978 Ярославна, королева Франции
1979 Путешествие в другой город
1979 Стакан воды
1979 Так и будет
1981 Двадцатое декабря
1981 На Гранатовых островах
1982 Вот опять окно
1982 Каракумы, 45 в тени
1982 Магистраль
1982 Свидание с молодостью
1983 Из жизни начальника уголовного розыска
1983 Пробуждение
1983 Эхо дальнего взрыва
1984 Колье Шарлотты
1984 Преферанс по пятницам
1985 С юбилеем подождем
1985 Слушать в отсеках
1985 Тайная прогулка
1985 Три процента риска
1986 Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни
1986 Красная стрела
1988 Дубровский
1988 Запретная зона
1988 Хлеб - имя существительное
1991 Исчадье ада
1991 Шкура
1997 Шизофрения
1998 Горько!
2000 Бандитский Петербург
2000 Нежный возраст
2000 Убойная сила
2006 Мастер и Маргарита
2007 Ленинград
|
ЛАВРОВ
Кирилл Юрьевич
15.09.1925, Ленинград - 27.04.2007, Ст-Петербург
Народный артист СССР (1972 год)
Герой Социалистического Труда (1985 год) за выдающиеся заслуги в развитии театрального
искусства
Кавалер Ордена «Трудового Красного Знамени»
Кавалер Ордена «Знак Почета»
Кавалер Ордена «Октябрьской Революции»
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней
Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь
и достоинство» (1999 год)
Лауреат Специального приза президента России «За выдающийся вклад в развитие российского
кино» (2000 год)
Лауреат Премии представителей деловых кругов "Кумир" (2002 год)
Почетный гражданин Санкт-Петербурга (с 1995 г)
Детство
Кирилл Лавров родился 15 сентября 1925 года в актерской семье. Его отец, Юрий
Сергеевич Лавров, - народный артист СССР, уже в 14 лет поступил на работу в Большой
драматический театр имени Горького. В то время там работали Владимир Федорович
Монахов, Юрий Михайлович Юрьев, Мария Федоровна Андреева, а литературным директором
театра был Александр Блок. Получается, что фамилия Лавровых связана с этим театром
давно, и до сих пор в кабинете Товстоногова висит эскиз Александра Николаевича
Бенуа, где написано: "Эскиз костюма" и маленькими карандашными буквами
- "Лавров". Вскоре отцу Кирилла надоело участвовать в массовках, и они
вместе с Владимиром Николаевичем Соловьевым, очень известным режиссером, решили
создать свой Молодой театр. В нем Лавров познакомился с молодой актрисой Ольгой
Ивановной Гудим-Левкович, которая стала его женой и мамой Кирилла. Помимо театра,
мама Кирилла Лаврова занималась литературно-чтецкой деятельностью и много записывалась
на радио.
Прабабушка Кирилла Лаврова по материнской линии владела фамильным имением
в Смоленской губернии, под Вязьмой, в трех верстах от усадьбы Грибоедовых, - так
что предки Кирилла Лаврова дружили с семьей Грибоедовых, и с Александром Сергеевичем
Грибоедовым в частности. Дед по матери служил офицером в Павловском полку, мама
Кирилла Лаврова родилась в его служебной квартире на Миллионной дом 2, где сейчас
находится «Ленэнерго».
Дед Кирилла Лаврова с отцовской стороны, Сергей Васильевич Лавров, руководил
гимназией Императорского человеколюбивого общества, помогавшего детям-сиротам.
Сергей Васильевич не принял революцию и уехал в эмиграцию. А бабушка Кирилла Лаврова,
Елизавета Акимовна, категорически отказалась уезжать и осталась с детьми одна
в Петрограде. Сергей Васильевич, в конце концов, осел в Белграде, где стал основателем
центра русской эмиграции, смотрителем русских школ, разбросанных по разным городам
Сербии.
В детстве Кирилл был обычным ленинградским пацаном в самом банальном смысле
слова. Телегин в "Хождении по мукам" говорит: "Я обычен, как восьмой
номер калош", так и Кирилл был абсолютно восьмой номер калош ленинградского
мальчишки. Кирилл рос весьма хулиганистым и задиристым мальчишкой. В то время,
до войны, вся шпана и Кирилл в том числе, гуляла по «Бродвею» — части Невского
от площади Восстания до Литейного, а добропорядочные граждане предпочитали обходить
их по другой стороне проспекта.
Одним из увлечений Кирилла был футбол, он даже сам играл в футбол, причем для
мальчишки играл профессионально, наверное, поэтому его взяли в команду ленинградского
«Спартака».
Война
Война повергла в шок всю страну и Кирилл Лавров не остался исключением - он
искренне хотел защищать Родину, хотел попасть на фронт, чтобы с винтовкой в руках
бить фашистских оккупантов. Но в армию его не брали: дело в том, что Кирилл работал
на военном заводе в Новосибирске, у него была «бронь» и не было призывного возраста.
Но Кирилл не сдавался, и изо дня в день ходил с просьбами, а иногда и просто с
требованиями в военкомат, где всех «достал». И, в конце концов, в начале 1943
года, в неполные восемнадцать лет его взяли, но не на фронт, а отправили учиться
в Усть–Каменогорск, куда эвакуировалась Астраханская военно-авиационная школа
механиков. Там он проучился два года и вышел из училища, когда уже закончилась
война. После этого он пять лет служил техником на одном из Курильских островов
(остров Итуруп) – обслуживал самолеты.
Театр
Первой сценой Кирилла были подмостки самодеятельного театра в армии. Служил
то он на краю света: закончишь службу — идти некуда, тоска смертная. Вот от этой-то
тоски и создали драматический кружок. И после демобилизации в 1950 году Кирилл
Лавров, едва сойдя с поезда, сразу побежал показываться Товстоногову. Его имя
гремело уже тогда, а Кирилл играл в самодеятельности с большим успехом и самонадеянно
считал себя опытным актером. Но, когда Георгию Александровичу доложили, что его
дожидается какой-то солдат, он удрал от него через другой ход.
В ту же пору в Ленинграде гастролировал Киевский театр драмы имени Леси Украинки,
где тогда работал отец Кирилла. Он решил попробоваться там и ему повезло — взяли.
Правда, во вспомогательный состав. Несколько лет он участвовал исключительно в
массовках и был счастлив от того, что просто выходил на сцену. Тогда в театре
царила удивительная творческая атмосфера благодаря его художественному руководителю
Константину Хохлову. Для Кирилла, тогда еще мальчишки, пришедшего только что из
армии и ничего не умеющего, эта первая ступень театрального образования была очень
важна.
Отец был категорически против того, чтобы Кирилл стал артистом. Династические
проблемы его совершенно не интересовали, он очень хорошо знал актерский мир и
понимал, насколько это неверная профессия, насколько она зависит от случая, стечения
обстоятельств. Ему казалось, что военное училище, законченное Кириллом, – прекрасное
начало. Он видел сына военным инженером и думал, что он закончит академию, станет
офицером. А тут – театр! Но, видимо, у судьбы было другое предназначение для него,
да и в Кирилле все-таки сыграли какие-то гены.
В 1955 году Кирилл перешел в Большой драматический театр в Ленинграде. Среди
самых ярких театральных ролей - его герои в постановках Георгия Товстоногова «Пять
вечеров», «Океан», «Мещане», «Ревизор».
Когда в 1989 году умер Товстоногов, всеобщим тайным голосованием Кирилла Лаврова
выбрали на должность художественного руководителя театра. Против был только один
голос — его собственный. При повторном голосовании против проголосовали двое:
Кирилл Лавров и его жена. Но, конечно же, актеру пришлось согласиться. Никогда
в жизни Кирилл Лавров не думал, что будет чем-то руководить, а тем более театром,
который всегда вызывал у него священный трепет.
Кино
Сниматься
в кино Кирилл Лавров начал с 1956 года. Однако решающим для актера стал 1964 год,
когда режиссер Александр Столпер пригласил его на роль Синцова в фильме «» по роману Константина Симонова. В 1969 году вышел фильм Ивана
Пырьева "Братья Карамазовы", где Лавров исполнил роль Ивана Карамазова.
Этапной для актера стала и роль Андрея Башкирцева (прообраз Сергея Королева) в
фильме «» Даниила Храбровицкого. Потом последовала целая череда превосходных
работ, таких как, граф Карнеев в фильме "Мой ласковый и нежный зверь",
Гладышев в "Объяснении в любви", Виктор в "Долгой счастливой жизни",
Болингброк в телефильме "Стакан воды", Ярослав Мудрый в "Ярославне
- королеве Франции".
Миллионам россиян Кирилл Лавров запомнился по роли Ленина в фильме «Доверие».
Кстати, Ленина ему довелось сыграть еще в трех работах – в фильме «Двадцатое декабря»,
а также в спектаклях «Защитник Ульянов» и «Перечитывая заново». За последнюю роль
он был удостоен Ленинской премии. В одном из интервью Лавров признавался, что
до сих пор считает Ленина одной из ярчайших личностей века, добавляя, что «в своих
ролях не идеализировал этого человека, а старался содрать с него позолоту». Актер
вспоминал сцену о том, как Ленин давал независимость Финляндии, а в это время
наши войска вошли в Прагу! И Лавров играл Ленина, имея в виду тогдашнее положение
в Чехословакии. «Ленин был для меня эталоном – с его пусть кажущейся, но скромностью.
Я был в его квартире в Кремле, видел комнату, в которой он жил в Смольном. Разве
это можно сравнить с тем, как сегодня живут?» - говорил актер.
Последней работой актера стала роль Понтия Пилата в сериале «Мастер и Маргарита»
режиссера Владимира Бортко. Он очень давно ждал приглашения на настоящую роль
в кино, но в последние годы ему предлагали почему-то исключительно роли криминальных
авторитетов.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Лавров - всегда был актером
истинно петербургского стиля. За внешней сдержанностью скрывался мощный темперамент,
способный как на вулканические проявления, так и на нежный, подчас трогательный
лиризм. За неброскостью облика - необыкновенно яркая, глубокая, разносторонне
одаренная личность незаурядного масштаба и безграничного обаяния. Его актерская
техника была филигранна, театральный язык лаконичен, а мастерство отточено до
такого совершенства, что казалось вовсе незаметным. Все работы мастера наполнены
проницательным умом, внутренним артистизмом, тонкостью переживаний, точностью
психологических нюансов и абсолютным чувством театра с пониманием всей его лицедейской
сущности и умением существовать в ней легко и непринужденно.
Лавров был не просто замечательным актером, а и во многом знаковой фигурой:
из десятилетия в десятилетие он неизменно оставался героем нашего времени. Ему
была дана удивительная способность выразить свою эпоху. За полвека, отданные сцене,
Кирилом Лавровым сыграна история не отдельного человека, а целого поколения.
Общественная деятельность
В последние годы Кирилл Юрьевич Лавров являлся членом Комиссии при Президенте
Российской Федерации по Государственным премиям РФ, членом Комиссии по науке,
культуре, образованию и информации Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, президентом
Международной конфедерации театральных союзов стран СНГ.
Заключение
Кирилл Юрьевич Лавров умер 27 апреля 2007 года утром в одной клиник Военно-медицинской
академии в Петербурге. Похоронен на Богословском кладбище.
Автор - Любовь Прекрасная aka Lub@shka
Использованные материалы:
Анна Майская, «Кирилл Лавров: Жизнь заставляет быть жестким» http://www.aif.ru
Максим Редин, «Кирилл Лавров: Я не деспот, я – лирик» http://www.smi.ru
Марина Дмитревская, «Кирилл Лавров: В театре я белая ворона» http://www.rg.ru
15.09.2005
«Кирилл Лавров: Меня признали и «воры в законе», и космонавты http://www.kp.ru
Андрей Морозов, «Кирилл Лавров: Мы всегда старались обдурить цензуру» |