1947 Миклухо-Маклай
1947 Сельская учительница
1948 История одного кольца - документальный
1951 Белинский
1952 Римский-Корсаков
1952 Максимка
1952 Композитор Глинка
1953 Нахлебник - фильм-спектакль
1953 Великий воин Албании Скандербег (СССР, Албания)
1954 Герои Шипки (СССР, Болгария)
1954 Большая семья
1955 Мать
1956 За власть Советов
1957 Ленинградская симфония
1958 Улица молодости
1958 Простая вещь
1958 Киевлянка
1958 В дни Октября
1959 Человек меняет кожу
1960 Убить человека - короткометражный
1960 Враги - короткометражный
1961 Две жизни
1962 Мой младший брат
1963 Это случилось в милиции
1964 Пядь земли
1964 Председатель
1964 Казнены на рассвете...
1965 Год, как жизнь
1965 Гибель эскадры
1968 Мёртвый сезон
1969 Сердце Бонивура
1970 Севастополь
1971 Слушайте, на той стороне (СССР, Монголия)
1972 Сибирячка
1973 Твой первый час
1973 Как закалялась сталь
1973 И на Тихом океане...
1973 До последней минуты
1974 Выбор цели
1975 Принимаю на себя
1975 Последняя жертва
1977 И это всё о нём
1981 Две строчки мелким шрифтом (СССР, ГДР)
КУРИЛОВ
Сергей Иванович
23.09 (06.10).1914, Москва - 11.01.1987, Московская область
Заслуженный артист РСФСР (1958)
Кавалер Ордена «Знак Почёта» (1950)
Награждён медалями «В память 800-летия Москвы» (1948), «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Детство и юность
Сергей Курилов родился 23 сентября по старому стилю, 6 октября по новому стилю 1914 года в Москве, куда в своё время перебрались из Тульской губернии его родители, бывшие крестьяне. После переезда отец, Иван Иванович Курилов, устроился работать кузнецом, а мама, Анна Гавриловна, занялась домашним хозяйством и воспитанием четверых детей.
Школьные годы Сергея пришлись на непростое время – период становления в стране Советской власти. Мальчик мечтал стать архитектором, поэтому после окончания восьмого класса он поступил в строительно-архитектурный техникум. Однако проучился Сергей там недолго. Дело в том, что в свободное время он увлечённо занимался в художественной самодеятельности, играл в спектаклях драмкружка. Там-то его и приметил педагог из театрального училища при театре Революции. По его совету юноша в 1932 году решился изменить свою судьбу.
Поначалу два года – с 1932-го по 1934-й - Сергей Курилов постигал секреты актёрского мастерства на актерском факультете театрального училища при Московском театре Революции. Затем ещё два года – с 1934-го по 1936-й – юноша учился в театральной школе при МХАТе 2-м.
Театральная карьера, 1936-1947 годы
Весной 1936 года МХАТ 2-й постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был закрыт, и Сергей Курилов перешёл в труппу Московского ТЮЗа. Здесь он прослужил до 1941 года. Когда же началась Великая Отечественная война, актёр был направлен в Красноярск, в театр имени Пушкина.
В столицу Сергей Курилов вернулся в 1944 году. Сначала он вошёл в состав труппы театра имени Вахтангова, затем перешёл в Театр Сатиры. В 1946 году Курилов уехал в Смоленск, где проработал один сезон в местном областном драмтеатре.
С 1947 года в творчестве Сергея Курилова наступил новый этап – он был принят в штат Театра-студии киноактера и начал сниматься в кино…
Работы в кино
На киноэкране Сергей Курилов дебютировал главной ролью в биографическом фильме режиссёра Александра Разумного «Миклухо-Маклай». Картина была посвящена деятельности выдающегося русского учёного, этнографа, антрополога, биолога и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Актёр создал образ интеллигентного и мужественного человека, посвятившего свою жизнь изучению коренного населения Австралии и Океании, их быта, обычаев. Вышедший в 1947 году, фильм был хорошо принят зрителями, а роль Миклухо-Маклая стала визитной карточкой Сергея Курилова.
Дебют Сергея Курилова пришёлся на так называемый период малокартинья. В Советском Союзе, испытывающем послевоенные трудности, снималось мало фильмов, и роль Миклухо-Маклая стала единственной (не считая эпизода в фильме «Сельская учительница») работой актёра в кино во второй половине 40-х. Пик малокартинья пришёлся на 1951 год – тогда отечественными кинематографистами было поставлено всего лишь 9 фильмов, в то время как до войны их выходило по пол сотни в год. Тем не менее, именно в этом году состоялась вторая заметная работа Сергея Курилова – он воплотил образ знаменитого русского литературного критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского в биографическом фильме режиссёра Григория Козинцева «Белинский»
Год спустя Курилов снялся ещё в двух биографических лентах «Композитоа Глинка» и «Римский-Корсаков», где исполнил второстепенные роли, соответственно Карла Брюлова и Врубеля. Зрителям же больше запомнилась его работа в приключенческом фильме режиссёра Владимира Брауна «Максимка», поставленном по рассказу К. М. Станюковича и повествующем о судьбе спасённого русскими моряками негритёнке. В этом увлекательном фильме героем Курилова стал капитан морского корвета Николай Фёдорович.
Благодаря вышеперечисленным работам у Сергея Курилова сформировалось амплуа мужественного, психологически сильного, интеллигентного героя. Впрочем, эти качества были свойственны и самому актёру.
Сергей Иванович регулярно снимался в кино до середины 70-х. Правда исполнял он в основном роли второго плана. Одна из редких главных ролей – Павел Орлов в военной драме 1957 года «Ленинградская симфония». Среди других его героев – Виктор Журбин в производственной драме «Большая семья», военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин в историческом фильме «Герои Шипки», мистер Кларк в шпионском фильме «Человек меняет кожу», Василий Кочетков в драме «Председатель», генерал КГБ Павел Константинович Бочаров в шпионском фильме «Мертвый сезон»), газетчик Марков в приключенческом фильме «Сердце Бонивура»), слепой учитель Викентий Алексеевич Радин в детективной драме «И это все о нём».
Говоря откровенно, среди фильмов, в которых принимал участие Сергей Курилов, были и сильные ленты, ставшие классикой отечественного кинематографа, и откровенно проходные, о которых сегодня вряд ли кто вспомнит. Что делать – далеко не все фильмы становились шедеврами, а работать было надо, ведь кино было основным источником дохода актёра. Он и сам признавался, что выбирать порой особо не приходилось…
Помимо съёмок в кино Сергей Курилов активно работал на дубляже зарубежных кинокартин. Его голосом говорили персонажи таких известных фильмов, как «Жандарм и инопланетяне» (епископ), «Убийство в Восточном экспрессе» (Беддоуз), «Семейный портрет в интерьере» (Микелли), «Есения» (Дон Хуан), «Собор Парижской Богоматери» (Клод Фролло).
Личная жизнь
Сергей Курилов прожил долгую семейную жизнь с супругой Ниной Павловной, с которой познакомился ещё во время учёбы в школе МХАТ 2-го. Они поженились, а в 1937 году у них родился сын Александр.
Нина Павловна после рождения сына оставила сцену, посвятив себя семье. Сын Александр впоследствии стал литературоведом и историком литературы.
Последние годы
Сергей Иванович был заядлым рыбаком. Рассказывают, что даже на съёмках он старался выбрать момент чтобы сходить на рыбалку. В 70-е годы, после возвращения с рыбалки, Сергей Иванович почувствовал онемение в ногах. И, хотя оно затем прошло, Нина Павловна настояла на том, что бы он прошёл медобследование. Результаты оказались неутешительными – у актёра начались необратимые процессы в организме.
Вскоре Сергей Иванович уже не мог самостоятельно передвигаться. Из-за этого ему пришлось отказываться от ролей в кино. В 1981 году он появился на экране в историко-революционной драме «Две строчки мелким шрифтом», где исполнил роль революционера Михаила Ивановича Безрукова. После этого Сергей Курилов был вынужден по состоянию здоровья оставить кинематограф, а в 1983 году он уволился из Театра-студии киноактёра.
Последние годы жизни Сергей Иванович посвятил живописи. Рисуя пастелью и карандашом, он отвлекался от своих проблем со здоровьем и шутил, что два раза сменил профессию и вернулся к изобразительному искусству.
Скончался Сергей Иванович 11 января 1987 года. Похоронили его в Московской области на Химкинском кладбище. Нина Павловна пережила супруга на десять лет.