Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Николай Крючков _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Николая Крючкова

Фильмография:

1932 Горизонт
1933 Окраина
1933 Частный случай
1935 Любовь и ненависть
1935 У самого синего моря
1937 Возвращение Максима
1937 За Советскую Родину
1938 Выборгская сторона
1938 Комсомольск
1938 На границе
1938 Человек с ружьём
1939 Щорс
1939 Член правительства
1939 Трактористы
1939 Станица Дальняя
1939 Ночь в сентябре
1940 Брат героя
1940 Салават Юлаев
1940 Яков Свердлов
1941 Боевой киносборник №6
1941 В тылу врага
1941 На путях
1941 Свинарка и пастух
1942 Антоша Рыбкин
1942 Котовский
1942 Парень из нашего города
1943 Во имя Родины
1943 Фронт
1944 Малахов Курган
1945 Небесный тихоход
1947 Свет над Россией
1948 Три встречи
1949 Звезда
1949 Сталинградская битва
1949 Счастливый рейс
1950 Огни Баку
1950 Щедрое лето
1951 Спортивная честь
1952 Максимка
1952 Садко
1954 "Богатырь" идет в Марто
1954 Море студеное
1954 Об этом забывать нельзя
1954 Тревожная молодость
1955 Дело Румянцева
1956 Бессмертный гарнизон
1956 Поэт
1956 Сорок первый
1957 Всего дороже
1957 Ленинградская симфония
1957 Удивительное воскресенье
1958 Матрос с "Кометы"
1958 Над Тиссой
1958 Юность наших отцов
1959 Баллада о солдате
1959 Жестокость
1959 Майские звезды
1960 Домой
1960 Яша Топорков
1961 Аленка
1961 Годы девичьи
1961 Иду к вам
1961 Музыка Верди
1961 Сердце не прощает
1962 Гусарская баллада
1962 Капроновые сети
1962 Остров Ольховый
1962 Суд
1963 Большой фитиль
1963 День счастья
1964 Весенние хлопоты
1964 Женитьба Бальзаминова
1964 Жили-были старик со старухой
1964 Какое оно, море?
1964 Ко мне, Мухтар!
1964 Я - "Береза"
1965 Дайте жалобную книгу
1965 Комэск
1966 Дядюшкин сон
1966 Заблудший (тв: "Гнезда")
1966 Нет и да
1966 По тонкому льду
1967 Доктор Вера
1968 Далеко на Западе
1968 День Ангела
1968 Служили два товарища
1969 Золото
1970 Морской характер
1971 Большие перегоны
1971 Телеграмма
1972 Адрес Вашего дома
1975 Горожане
1975 Когда наступает сентябрь
1976 72 градуса ниже нуля
1977 Ты иногда вспоминай
1978 Бархатный сезон
1978 Мой друг дядя Ваня
1979 Осенний марафон
1980 Особо важное задание
1981 Цыганское счастье
1983 Дамское танго
1985 Битва за Москву
1986 Верую в любовь
1986 Досье человека в "Мерседесе"
1987 Вспомним, товарищ!
1987 Первая встреча, последняя
встреча
1989 Сталинград
1991 Царь Иван Грозный
1993 Ангелы смерти



КРЮЧКОВ
Николай Афанасьевич

24.12.1910 (06.01.1911), Москва - 13.04.1994, Москва

Народный артист СССР (1965)
Герой Соц. Труда (1980)
Лауреат Государственной премии СССР (1941 - за исполнение роли Клима Ярко в фильме "Трактористы")

Чтобы понять русский характер, надо непременно посмотреть хотя бы один фильм с участием Николая Крючкова. А лучше посмотреть все! Он один из "трех богатырей русской культуры советского периода" - рядом с Борисом Андреевым и Петром Алейниковым.

Тяжелое детство

Николай Крючков родился в Москве в рабочей семье. Как он сам позднее вспоминал: "Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня семимесячного родила, а потом выходила, вырастила..." Справедливость этих слов можно проверить на таком факте: помимо Николая, в семье Крючковых было еще семеро детей, однако шестеро из них впоследствии скончались.

Коля родился слабым, у него были проблемы с шеей - не мог ровно держать голову. Врачи сказали, что операция бесполезна, поможет только спорт. Спорт действительно помог мальчику. Когда он подрос, то начал заниматься боксом, футболом, лыжами, и проблемы со здоровьем исчезли.

Отец Николая, прошедший окопы Первой мировой войны, вернулся в Москву из-за ранения. Он устроился грузчиком на комбинат "Трехгорная мануфактура", но проработал там недолго. Из-за ран, полученных на фронте, отец вскоре умер. Матери пришлось одной воспитывать детей. Семье помогали соседи. Они подкармливали Николая и его брата Петра то чечевичным хлебом, то воблой, то супом с капустой и картошкой...

Внезапная смерть отца заставила четырнадцатилетнего Николая задуматься о том, как обеспечить семью. Закончив семилетку, он поступил на учебу в ФЗУ на Трехгорке и обучался там по профессии гравера-накатчика. Училище он закончил успешно и получил девятую высшую категорию рабочей сетки.

Фабричная самодеятельность

В те же годы Крючков стал участвовать в художественной самодеятельности, занимаясь по вечерам в драмкружке. Его таланты обращали на себя внимание. Чего он только не умел: и играть на гармони, и петь, и плясать (особенно лихо бил чечетку). Его театральный дебют состоялся в 1927 году в пьесе-монтаже "1905 год", где Крючков сыграл сразу три роли: рабочего-революционера, пристава и торговца-лоточника. По словам очевидцев, роль пристава в исполнении 16-летнего Крючкова была особенно колоритна и смешна.

Театром Николай заболел, как он сам признавался, "всерьез, неизлечимо". С 1928 года Крючков играл в московском Театре рабочей молодежи (ТРАМ) и учился у знаменитых актеров Н. Хмелева, И. Судакова, И. Савченко. Мать была недовольна выбором сына, так как всегда мечтала видеть его при солидной должности, а не в роли комедианта. Однако Крючков, играя на сцене студии, продолжал работать и на Трехгорке и практически содержал семью.

Надо сказать, что в ТРАМе Николай был занят лишь в эпизодических ролях. Самыми заметными работами молодого актера были в тот период роли в двух спектаклях: "Московский 10.10", где он играл Сашку-сезонника, и "Зови, фабком!". Именно в последнем спектакле его и заметил осенью 1931 года кинорежиссер Борис Барнет…

Дебют в кино

Здесь, как это часто бывает, вмешался случай. Главным хореографом ТРАМа работала Наталья Глан. Она помогала в постановке танцев всем актерам, в том числе и Крючкову. Однажды на репетицию зашел муж Натальи Глан, Борис Барнет, чей фильм "Закройщик из Торжка" с Игорем Ильинским в главной роли уже успел стать киноклассикой. Он увидел Крючкова и пригласил его сниматься в своей новой картине "Окраина".

В фильме актер должен был сыграть небольшую роль Сеньки-сапожника. Как вспоминал позднее сам Н. Крючков: "Когда я начал пробоваться на эту роль, то показалось мне самому, что всю жизнь только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток у меня был в левой руке - левша я... Я считаю, что мне повезло, ведь моим первым кинорежиссером был этот талантливейший человек".

Фильм "Окраина" вышел на экраны в 1933 году и имел большой успех у зрителей. Год спустя его отправили на кинофестиваль в Венецию, где он был отмечен почетным призом. Таким образом, дебют Крючкова в кино оказался на редкость удачным. Поэтому их содружество с Б. Барнетом продолжилось и дальше. В 1934 году режиссер вновь пригласил Крючкова на роль в своем следующем фильме "У самого синего моря". На этот раз это была комедия, и нашему герою в нем досталась одна из центральных ролей - роль Алексея.

Последствия пагубной привычки

После этого фильма Крючкова заметили. Предложения сниматься посыпались на него со всех сторон, И он никому не отказывал, не гнушаясь играть даже отрицательных героев. Из-за частых съемок ему даже пришлось в 1933 году покинуть ТРАМ. За последующие четыре года Крючков снялся в фильмах: "Частный случай", "Возвращение Максима", "Человек с ружьем", "Комсомольск", "На границе". Во время съемок одного из фильмов с актером произошла неприятная история.

В 1936 году режиссер Михаил Ромм приступил к съемкам фильма "Тринадцать". Картина была о советских пограничниках, которые вступили в неравный бой с бандой басмачей в пустыне Каракумы. Роль командира отряда пограничников досталась в этом фильме нашему герою (Ромм познакомился с ним через свою будущую жену Елену Кузьмину, которая была партнером Крючкова в двух фильмах Б. Барнета). Снявшись в этом фильме, который с выходом на экраны в 1937 году стал самым кассовым фильмом сезона, Крючков вполне мог прославиться на несколько лет раньше. Однако этого не произошло, и виноват был в этом сам актер. Что же произошло?

Крючкова подвело его пристрастие к алкоголю. Уже в первый съемочный день он оказался "не в форме". Затем это повторилось еще и еще раз. Самое опасное заключалось в том, что и молодежь начала ему подражать. Появилась угроза, что коллектив может распасться. И вот тут Ромм проявил удивительную волю и энергию организатора. Не смотря на то, что было снято уже полфильма, он не побоялся отчислить ведущего актера.

Почему же Крючков не сумел побороть в себе искушение "зеленым змием"? Дело в том, что страсть к алкоголю проснулась в Крючкове довольно рано - еще подростком на Трехгорке он приучился пить наравне со взрослыми. Поначалу он просто подражал старшим товарищам, бравировал своим умением выпить много и не опьянеть. Затем баловство переросло в привычку. И покончить с ней раз и навсегда Крючкову уже не удавалось. В дальнейшем эта пагубная страсть еще не раз поставит артиста в трудное положение на съемочной площадке, хотя ему многое будут прощать из-за огромной популярности в народе.

"Трактористы"

Между тем конфликт на съемках "Тринадцати" почти не сказался на творческой занятости Крючкова. Его продолжали активно снимать другие режиссеры. От роли к роли актер накапливал необходимый опыт, рос в своем мастерстве и терпеливо ждал своего "звездного часа". И он наступил в середине 1938 года, когда режиссер Иван Пырьев предложил Крючкову главную роль в своем новом фильме "Трактористы". Его партнершей в картине должна была стать жена режиссера Марина Ладынина, восходящая звезда советского кино.

Натурные съемки проходили летом 1938 года в степи, на берегу Южного Буга, в деревне Гурьевка. Актерский коллектив подобрался на редкость дружный и сплоченный, особенно среди мужчин. Кроме Крючкова, в фильме снимались уже популярный Петр Алейников и дебютант Борис Андреев. Именно эта троица задавала тон на съемочной площадке, и порой с ними не мог справиться даже такой решительный режиссер, как Пырьев. Очевидцы рассказывают, что в перерыве между съемками картины произошел такой эпизод. Крючков, Алейников и Андреев внезапно заспорили, кто из них больше выпьет водки. Крючков заявил, что ему ничего не стоит опорожнить разом десять (!) стопарей и не опьянеть. В ответ коллеги подняли его на смех, назвав трепачом. И тогда Крючков, на глазах у ошеломленных товарищей, одну за другой опрокинув в себя заявленные десять стопок, сказал: "Ну как?" - и тут же ушел спать. Больше с ним на этот счет никто не спорил.

Когда фильм "Трактористы" в 1939 году вышел на экраны страны, его ждал небывалый зрительский успех. Песни "Три танкиста", "Здравствуй, милая моя" и "Броня крепка, и танки наши быстры..." запела вся страна. Все актеры, исполнявшие главные роли в картине (М. Ладынина, Н. Крючков, П. Алейников, Б. Андреев), мгновенно стали всесоюзными знаменитостями, и в 1941 году все четверо станут лауреатами Сталинской премии. Наибольшая популярность и любовь зрителей достались Николаю Крючкову - его Клим Ярко стал одной из самых популярных личностей в советском довоенном кино. С него буквально брали пример в повседневной жизни миллионы молодых людей.

Но сколько же пришлось претерпеть создателям шедевра, прежде чем он получил признание! Не успели закончиться съемки, как в районной газете появилась статья "Шкодливый фильм", в которой авторов обвиняли и в шовинизме, и в извращении украинской жизни, и в искажении национальных реалий! "На всякий случай" ленту все же послали в Кремль, и она очень понравилась Сталину. Иначе лежать бы ей на полке, как не раз бывало в советском кино... А так сам маршал Катуков однажды поприветствовал Крючкова: "Здравствуйте, товарищ танкист!"

Первый брак

На съемках "Трактористов" Крючков познакомился с юной студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой. Они полюбили друг друга и после окончания работы над картиной поженились. Свадьбу справляли в новой комнате в одной из коммуналок, куда Крючков перебрался из общежития Трехгорки накануне торжества. Со стороны жениха было не так много приглашенных, в то время как невеста привела с собой почти весь свой студенческий курс.

Вскоре у молодых родился сын Борис…

Предвоенное кино

После шумного успеха "Трактористов" приглашения сниматься посыпались на Крючкова как из рога изобилия. Один за другим выходят фильмы с его участием: "Выборгская сторона", "Ночь в сентябре", "Яков Свердлов", "Член правительства", "В тылу врага"…

Начиная с первых фильмов, у Николая Крючкова казалось бы было конкретное амплуа - героя-современника, простого рабочего парня. Но талант актера проявился еще и в том, что все его герои не походили друг на друга, несмотря даже на то, что он в основном играл как будто бы одинаковые положительные роли и практически не использовал грим.

В 1941 году Крючков снялся в комедии "Свинарка и пастух". В этом фильме актеру досталась роль, тогда мало присущая его актерскому имиджу, - шалопай Кузьма Петров. Крючков рассказывал впоследствии: "Когда я начал сниматься в этой картине, ко мне заявился "под градусом" мой друг Василий Сталин и начал орать, чтобы я не смел играть эту роль, не похабил мои прежние образы, любимые народом. Грозился даже "сослать в Сибирь". А я ему в ответ пропел: "А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля". Утром он звонил, извинялся".

Кузьма в исполнении Крючкова оказался просто великолепен. А ведь рядом с ним играли такие замечательные актеры, как М. Ладынина и В. Зельдин. Но Крючков не уступал им в мастерстве. В этом фильме он создал даже не образ, а определенный социальный тип, который встречается в разные времена.

Великая Отечественная

С первых же дней войны Крючков стал проситься на фронт, однако военком уговорил его остаться. "Снимаясь в кино, вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте", - сказал он актеру. И Крючков с головой ушел в работу. На фронт Николай Крючков все же попал - в составе фронтовых бригад, выступавших с концертами, но главным оставалось кино.

В 1942 году он снимался одновременно в пяти картинах: "Котовский", "Фронт", "Антоша Рыбкин", "Во имя Родины" и "Парень из нашего города". Последний фильм стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны. Во время работы над ним Крючков свалился от истощения и попал в госпиталь. Но отказываться от съемок, даже если он и плохо себя чувствовал, было не в правилах Крючкова, едва поправившись, актер вновь вернулся на съемочную площадку.

Второй брак

В 1945 году разладилась семейная жизнь актера: от него ушла жена Мария Пастухова. Вполне вероятно, что повод дал сам актер, который тогда увлекся другой женщиной. Ею была молодая актриса Алла Парфаньяк (она была студенткой Щукинского училища), с которой Крючков встретился на съемках фильма "Небесный тихоход", где она играла одну из главных ролей. По выходе фильма на экраны его сильно ругала критика (мол, нельзя так легкомысленно показывать войну) и… восторженно принимала публика.

Во втором браке у актера родился второй сын Николай…

После войны

В послевоенные годы советский кинематограф переживал не лучшие свои времена, и фильмов тогда снималось очень мало. Однако, даже несмотря на это, Крючкову удавалось не просиживать дома без работы. В те годы на экраны вышли следующие фильмы с его участием: "Машина 22-12", "Щедрое лето", "Максимка".

Однако только роли в двух фильмах приносят актеру творческое удовлетворение: в "Максимке" и в картине "Звезда". Этот фильм был снят еще в 1948 году, однако на экраны страны вышел только в 1953-м. Почему? Вот что говорит по этому поводу сам Н. Крючков: "В этом фильме Сталину не понравилось, что мой герой - сержант Мамочкин - перед тем, как взорвать себя, говорит "Вот так вот", а "не "За Сталина". И картину запретили…"

Пятидесятые

С середины 50-х творческая активность Крючкова продолжает поражать зрителей. Например, в 1954 году он снимается сразу в четырех фильмах, в 1956-м - в пяти. Правда, большинство из этих ролей не принесли актеру нового успеха, но они не позволили зрителю забыть об этом актере (как это произошло, например, с П. Алейниковым, М. Ладыниной, В. Марецкой и др.). В конце 50-х лишь два фильма, в которых снялся Крючков, вновь пробудили к нему интерес критиков и зрителей. Это "Дело Румянцева", где он сыграл начальника автобазы, и "Жестокость".

Надо отметить, что герои Крючкова в пятидесятые годы немного изменились. Теперь он играл людей с непростыми судьбами, за плечами которых был немалый жизненный опыт, которые испытали на себе все тяготы войны, поэтому его новые образы отмечены драматизмом. Актер все так же продолжал играть своих современников и не сетовал на это, поскольку видел в этом свое творческое призвание.

К тому же Крючков настолько хорошо знал жизнь и характеры своих героев, что мог сделать их выразительными с помощью всего одного жеста или двух-трех реплик. Он также часто пел в фильмах своим немного хрипловатым, чуть треснувшим голосом.

Трагический третий брак

В 1957 году распался и второй брак Крючкова: Алла Парфаньяк ушла от него, забрав с собой сына (она затем стала женой Михаила Ульянова). Оставшись один, актер вскоре переехал в однокомнатную квартирку (11 метров) на первом этаже в центре Москвы. Туда же он привел и свою третью жену-заслуженного мастера спорта Зою Кочановскую.

С Зоей он познакомился в 1959 году, когда снимался в фильме "Домой". После свадьбы им обещали дать новую квартиру, однако въехать в нее молодоженам было не суждено. Вскоре произошла трагедия…

Рассказывает А. Аршанский: "Мы возвращались из экспедиции в Ленинград, ехали втроем в "газике". В центре города Зоя попросила ее подождать, она хотела купить помаду. Мы остановились, она перешла улицу, купила губную помаду, когда возвращалась обратно, на наших глазах, в трех метрах от нас, ее сбил военный "Студебеккер". Умерла она у нас с Крючковым на руках. А спустя два дня мы летели вдвоем в грузовом самолете, только мы и гроб, который болтался по самолету".

Последняя любовь

Н. Крючков после этой трагедии с трудом приходил в себя. Его друзья, боясь за него, неотступно были с ним рядом. Постепенно боль утихла, а через два года после этого пятидесятилетний актер встретил свою последнюю любовь - на съемках фильма "Капроновые сети" он познакомился с 30-летней ассистенткой режиссера Лидией Николаевной.

Вот что она вспоминает об этом: "Однажды во время обеда он пригласил меня сесть к нему за столик. Я ответила, что мне некогда, потому что много работы. Оказывается, нашлись доброжелатели, которые сказали Николаю Афанасьевичу, что я "занята", и даже назвали фамилию мужчины из съемочной группы. А Крючков сам был человеком прямым, откровенным и потому всем верил. Когда я об этом узнала, то объяснила, что его ввели в заблуждение.

Вскоре Николай уезжал на съемки в Сочи и перед этим сказал, что я ему нравлюсь и он обязательно ко мне вернется. Накануне своего отъезда он решил устроить застолье. Я считала, что это только повредит его здоровью. Но Николай настоял на своем, и я в знак протеста на застолье не пришла. Тогда Крючков разыскал меня и сказал: "Этот вопрос мы отрегулируем, дело в другом. Сделай так, чтобы, когда я вернулся, не было разговоров, ранящих мне душу". Я ответила, что если он будет все время со мной, то так и будет...
Он приехал, как обещал, устроил мне день рождения, сделал предложение и уехал обратно на съемки. Перед ноябрьскими праздниками 62-го он возвращался в Москву из Сочи, а я - из Канева. Наши поезда расходились по расписанию на два часа. Он оказался дома раньше. Когда я приехала, Николай сразу позвонил и сказал: "Мы с тобой встречаемся завтра и больше никогда не расстаемся". Он предупредил, что, если я его обману, это будет его самым большим огорчением. По его словам, во мне он нашел то, что искал..."

В этом браке у них вскоре родилась девочка, которую назвали Эльвирой.

Театр

В конце 50-х актера снова потянуло на сцену, и он сыграл роль Любима Торцова в пьесе Л. Островского "Бедность не порок" в московском Театре-студии киноактера. Эта роль также стала для него важным этапом в творчестве. Работа над образом Любима Торцова научила Крючкова создавать на сцене сложные, неоднозначные образы. Приобретенные навыки помогли актеру в работе и над другими образами, которые он потом создавал в кино.

Шестидесятые

Несмотря на свою старую привязанность к театру, с кино Крючков так и не расстался. В начале шестидесятых годов он снова вернулся к комедиям. В 1962 году зрители увидели Николая Крючкова в роли старого слуги Ивана в "Гусарской балладе", а в 1964-м он сыграл роль богача Неуедова в "Женитьбе Бальзаминова".

В 60-е годы Крючков продолжал сниматься в кино, одновременно работая в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. В 1965 году ему наконец было присвоено звание народного артиста СССР. Он был, что называется, "живой легендой" советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его хоть на маленькую, но роль в своей очередной картине. На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за рубежом.

Однако, даже, несмотря на огромную популярность этого актера в народе, иногда и ему приходилось быть жертвой элементарного хамства.

Рассказывает актер В. Сошальский: "В Ялте снимали фильм "Матрос с "Кометы". Я жил в доме отдыха ВТО, а Крючков - народный артист Союза, лауреат всех мыслимых премий - в самой дорогой гостинице на набережной. Вдруг однажды звонит мне: "Мальчик, черно...ые приехали, интуристы! И Крючкова выселяют из номера на два дня. Меня выставляют! Но я - пожилой человек! Ты поможешь мне вынести чемодан?" - "Куда?" - "Вниз, в кочегарку, - отвечает Крючков. - Там у меня знакомая..." - "Так, может, ко мне, в мой номер?". - "Нет, с ней мне будет уютнее..."

Пришел я, взял его чемодан, отнес вниз... "Спасибо, мальчик, ты мне больше не нужен, - поблагодарил дядя Коля. - Придешь, когда эти уедут".

Николай Афанасьевич был одним из любимейших в стране киноактеров, однако студия платила за него рублями, а эти "черно... ые", как он их назвал, платили долларами".

Семидесятые - восьмидесятые

С возрастом Николай Крючков стал еще более требовательно подходить к каждой новой роли. В своей книге "Чем жив человек" он утверждал, что актер "в своем творчестве должен быть органичен, жизненно реалистичен. В нем очень обостренно должны действовать два защитных механизма - чувство такта и чувство меры". Эти свои выработанные годами творческие принципы актер и использовал в работе над образами. Вот почему событием стала специально написанная для него роль шофера такси в картине "Горожане", которая вышла на экраны в 1975 году. Другая удачная работа в те годы - роль старого шахтера Панаса Байды в киноповести "Адрес вашего дома".

Анализируя в своей книге фильмы, в которых он снимался, Николай Крючков заметил, что актерская судьба постоянно связывала его с военными. Ему часто в кино приходилось играть роли военных. Не случайно маршал Р. Малиновский подарил актеру кортик. Впрочем, актер и свою жизненную цель видел в служении Отечеству и посвятил этой цели все свое творчество. Об этом он тоже писал в своей книге, и эти его мысли как бы косвенно подтверждает роль генерала, которую Крючков сыграл в фильме 1970 года "Телеграмма".

В восьмидесятые годы Николай Афанасьевич снимался мало. Среди фильмов тех лет - военные "Битва за Москву", "Сталинград" и "Особо важное задание". В 1985 году режиссер с "Мосфильма" Елена Михайлова задумала снять продолжение фильма "Парень из нашего города", рассказать о том, кем стали главные герои картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя картина не повторила успеха предыдущего фильма, однако зрители встретили ее тепло. Фильм назывался "Верую в любовь".

Секрет мастерства

Крючков мог выполнить любую актерскую задачу. Он все делал сам, почти без тренажа, с ходу. Скакал на лошади, работал на тракторе, водил автомобиль и мотоцикл, летал на "кукурузнике", играл на баяне, пел, плясал... Все сам, всегда сам. Оттого так солиден "послужной" список травм, о которых он говорил коротко: "Ломал руки и ноги 12 раз, обжигал глаза, потерял зубы, заработал ревматизм..."

На съемках фильма "Фронт" режиссер сказал: "А что, Коля, слабо тебе, в самом деле, под танк лечь?" - "Надо, так лягу", - ответил тот. Николай Афанасьевич вспоминал: "Вырыли мне ямку и успокоили: грунт твердый, все обойдется. Сюда я должен был, как только машина на меня наедет, упасть. И вот я иду с гранатами во весь рост на фашистский танк, и такая злоба меня охватила. Не пройдешь, гад! - кричу. Бросаю связку и прыгаю в ямку. Танк прошел, но меня всего засыпало - не таким уж твердым оказался грунт. С грехом пополам откопали, и только тут на меня настоящий страх навалился: ведь действительно под танком лежал. А в момент съемки одна была задача - врага не пропустить".

На съемках "Жестокости" при обострившемся тромбофлебите Крючков целые дни проводил в седле да еще на морозе. А в фильме "Суд" много раз прыгал в ледяную воду и на очередном дубле сломал ногу. Больница. Гипс. Но на второй день он уже на площадке: "Снимайте крупные планы". Кончились крупные - он распилил гипс и продолжил работу. Только после каждого дубля ложился на раскладушку.

Николаю Афанасьевичу было уже за 70, когда Евгений Матвеев пригласил его в фильм "Особо важное задание". Для эпизода, в котором герой Крючкова вскакивает на крыло самолета, режиссер распорядился поставить стремянку. "Женя, ты что? - обиделся старый артист. - Рано еще меня жалеть!" Подпрыгнул и оказался на крыле. Никто не знал, чего ему это стоило.

Повседневная жизнь

О том, каким Крючков был в повседневной жизни, рассказывает его жена Л. Н. Крючкова:

"Он всегда считал, что на рынок и обратно я должна ездить только на машине, а не на троллейбусе. Я могла пригласить кого-то помочь убраться в квартире, постирать белье. Он всегда говорил, что если мне тяжело, то надо нанять кого-то. Всегда спрашивал, в чем я нуждаюсь. Однажды случился смешной эпизод. На вопрос Николая Афанасьевича, что мне требуется, я ответила, мол, об этом я его не попрошу. Он: "Почему?" - "Да хлеб мне нужен". Он: "Принесу". Я удивилась: "Что ж, ты в булочную пойдешь?" Муж: "Почему? Я сейчас приду в театр, любого молодого актера попрошу, и он мне хоть десять батонов принесет".

По магазинам он не ходил. Когда заказы бывали, всегда приносил. Холодильник он не открыл ни разу, чайник ни разу не поставил. Но зато и не предъявлял никаких претензий. Если меня нет, то он подождет, и на все один ответ: "Не имеет значения". Нет обеда - будет спокойно смотреть телевизор или читать газету - ждать меня..."

Николай Афанасьевич был необыкновенно романтичным человеком. Однажды Лидия Николаевна встречала его, прилетающего самолетом из Сибири. Была зима. Из самолета он вышел с огромным букетом алых роз. Лидия Николаевна долго мучила его вопросом - где же можно было взять живые цветы зимой, да еще в Сибири…

Всю свою жизнь Крючков был заядлым рыболовом (впервые взял в руки удочку в 6 лет), однако в последние месяцы перед смертью он почти не вставал с постели в дачном поселке Икша. Поэтому рыбачила за него его жена, Лидия Николаевна, а он, когда мог, сидел рядом на скамейке и переживал за ее успехи. Много говорить он уже не мог, от постоянного курения у него развилась опухоль в горле. Пить он бросил еще в 1970 году, раз и навсегда.

Заключение

Николай Крючков был необыкновенно популярен как в пору своей молодости, так и в зрелые годы. Незнакомые люди обращались к актеру на "ты" даже когда актеру было за пятьдесят. Они считали его своим человеком. А еще ему нередко приходили письма с необычным адресом: "Москва. Николаю Крючкову". И такие послания почти никогда не терялись...

Станислав Говорухин как-то сказал о Николае Афанасьевиче: "В кругу киношников расхожа поговорка "Хороший человек не профессия". Грубая неправда. Еще какая профессия! Главная профессия на земле - быть Человеком". "И пусть тебя потомки помянут хорошей песней или добрым словом", - это строчки из стихотворения поэта Николая Крючкова.

Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Ему шел 83-й год. Остались зрители, которые помнят прекрасного актера и до сих пор являются его поклонниками. Остались прекрасные фильмы, которые составляют золотой фонд российского киноискусства. И все это свидетельствует о том, что Николай Крючков оставил свой яркий след в этой жизни.

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Федор Раззаков, "Секс-символы России"
Алла Казакова, "Москва. Николаю Крючкову..." http://www.newsvm.com
Константин Евграфов, "Артист на все времена" (изд-во "Эксмо");
фото http://www.kinoexpert.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.