Фильмография:
1989 Разрушитель волн - короткометражный
2000 ДМБ
2013 Гена-Бетон
2022 Марш утренней зари
Режиссёр:
1991 Не спрашивай меня ни о чем
1993 Урод
1999 Максимилиан
2000 ДМБ
2001 Даун Хаус
2004 Арье
2005 Взять Тарантину
2006 Неваляшка
2013 Гена-Бетон
2017 Должок
2017 Обмен - короткометражный
2022 Марш утренней зари
Сценарист:
1988 Чушь. Рассказ ни о чем
1991 Не спрашивай меня ни о чем
2000 ДМБ
2001 Даун Хаус
2004 Арье
2005 Взять Тарантину
2006 Неваляшка
2013 Гена-Бетон
2013 Тили-тили тесто
2015 Повелители снов
2017 Обмен - короткометражный
2022 Марш утренней зари |
КАЧАНОВ
Роман Романович
Родился 17.01.1968, Москва
Режиссер, сценарист, актер
Лауреат Приза гильдии критиков и Приза жюри ФИПРЕССИ на «Кинотавре» (2000 г, за
фильм «ДМБ»)
Первый опыт в кино
Роман Качанов родился в семье известного режиссера-аниматора Романа Качанова.
В 1989 году он окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская К.Парамоновой). К
тому времени у Качанова уже был первый опыт работы в кино. По его сценарию Иван
Охлобыстин поставил в Экспериментальной творческой лаборатории ВГИКа фильм «Чушь.
Рассказ ни о чем».
«Не спрашивай меня ни о чем»
Первую свою картину «Не спрашивай меня ни о чем» Роман Качанов начал снимать
вместе с Иваном Бюрюковым в 1991 году. Но из-за разногласий с продюсерами фильм
был выпущен на экраны только в 1996 году.
Критики отмечали низкое качество картины, слабый сценарий. Ей даже определили
жанр - «физиологическое кино». И это не случайно. На пресс-конференции Иван Бирюков
поведал журналистам предысторию создания сценария: одному его приятелю предстояло
сдать анализ спермы, и они вместе «долго фантазировали, как это могло происходить».
Отрывок из рецензии на фильм в «Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия»: «Авторы
картины как бы задаются вопросом: почему среди физиологических отправлений человека
одни активно используются в кино, а другие подвергаются незаслуженной дискриминации?
В самом деле, почему прием пищи, слезотечение и совокупление то и дело мелькают
на экране, и чем они содержательнее и киногеничнее, нежели кашель, насморк, рвота,
мочеиспускание, дефекация и семяизвержение? Именно с последнего начинают Качанов
и Бирюков реабилитацию физиологических актов, ущемленных в своих эстетических
правах. В свете этой сверхзадачи, в сущности, меркнет все остальное: сюжет, характеры,
диалоги, игра актеров и т. д. Наспех придумана беременная героиня без определенных
занятий. Главное, что девушке нужно определить отца будущего ребенка, и центром
притяжения для персонажей становится лаборатория, где сдают анализы на спермограмму».
«ДМБ»
Сотрудничество с Иваном Охлобыстиным, начатое в фильме «Чушь», Роман Качанов
продолжил в комедиях «Урод» и «Максимилиан». На этот раз уже Качанов выступил
в роли режиссера, а Иван Охлобыстин был сценаристом.
Кроме того, Качанов написал сценарии к целому ряду анимационных фильмов, работал
режиссером рекламных роликов.
В 2000 году зрители увидели очередное творение Качанова и Охлобыстина - армейскую
комедию «». В основу сценария друзья положили собственные воспоминания об армейской
службе, превратив фильм в сборник веселых дембельских гэгов. Что такого смешного
в фильме? Все просто – создатели на этот раз сумели найти ту тонкую грань, что
отделяет смешное от пошлого и низкопробного.
«В человеке все должно быть прекрасно - погоны, кокарда, исподнее, иначе это
не человек, а млекопитающее». Специфичным армейским юмором наполнен весь фильм.
Правда, некоторые отмечали, что никакой это не юмор, а вовсе - идиотизм…
В этой картине Роман Качанов сыграл свою первую роль в кино - каптера Либермана,
показав себя не только неординарным режиссером, но и очень интересным актером.
«Даун Хаус»
Еще монтируя «ДМБ», Качанов уже мечтал снять фильм по Достоевскому. За основу
Качанов и Охлобыстин взяли знаменитый роман выдающегося писателя «Идиот», назвав
свое очередное творение «». Одетые в устрашающе стильное и фирменное
«неглиже с отвагой», балующиеся наркотиками, большими деньгами, ночными клубами,
крутыми проектами, пальбой из пистолетов и полным бесчувствием - вот они, персонажи
«Идиота»! Кстати в главной роли Настасьи Филипповны снялась жена режиссера .
Сразу же после выхода фильма на экраны, на головы создателей обрушилось несметное
количество самых разнообразных обвинений. Критики дружно ругали Качанова и Охлобыстина
за глумление над бессмертным творением Достоевского, а ВГИК и телеканал ТВЦ даже
устроили над ними суд по обвинению в растлении молодежи, пропаганде каннибализма
и извращении классика.
Журнал «Итоги» оценил ленту в 0 (ноль) баллов с комментарием Ю.Гладильщикова:
«Редкий случай, когда рецензия на фильм укладывается в одну фразу: скучнейшее
и бессмысленнейшее стебалово на тему «Идиота». Меня совершенно не удручает «снижение»
(выражаюсь мягко) романа и героев Достоевского (которые только и делают в фильме,
что отправляют естественные потребности, выпускают газы и говорят о сиськах, жопах
и дури). Более того, я даже готов допустить, что в тоскливом сценарии Охлобыстина
есть две-три смешные реплики. Меня удручает беспробудный дилетантизм зрелища.
Это вообще не кино. Это сравнимо с первым снимком «мыльницей», который сделал
первоклассник. По примеру коллег я должен выразить свое отношение к этой пленке.
Выражаю: пошли вы...»
На самом деле наверное не стоит столь однобоко подходить к фильму. Критики
не поняли или не хотели понять авторов. «Я хотел саркастический слог и мизантропию
Достоевского не просто перенести на экран, а через них спроецировать в гротеске
наше умалишенное время», - признавался Роман Качанов.
В отличие от критиков многие зрители приняли картину. Веселая история с персонажами
Достоевского под ритмы 2005 года не могла не привлечь внимание, а негативное мнение
прессы лишь подогрело к нему интерес.
«Арье»
24 февраля 2005 года в Московском Доме кино прошла премьера нового фильма Романа
Качанова «Арье», рассказывающего об удивительной судьбе хирурга Израиля Арье,
роль которого блестящн сыграл польский актер Ежи Штур. Впервые режиссер обратился
к непростой исторической теме - через злоключения главного героя в фильме показана
трагическая судьба еврейского народа в годы Второй мировой войны. Впрочем, как
заявил на премьере сам Роман Качанов, его фильм больше о любви, и о том, как она
способна побеждать время и жесткие обстоятельства жизни.
Сюрреалистический лейтмотив, приправленный тонким юмором и пикантными метафорами,
лишь добавляет картине остроту восприятия. Новая картина Качанова у кого-то вызовет
смех и слезы, кого-то заставит задуматься о смысле жизни и уж точно - никого не
оставит равнодушным…
BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Идиот http://tio.nsys.by:8100;
Мария Тарасова, «Арье»: кому со специями, господа?» http://www.press-attache.ru
|