Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Драма "Табор уходит в небо" Режиссёр: Эмиль Лотяну Вторая половина XIX века, провинциальная окраина Австро-Венгерской империи. На фоне жизни цыганского табора разворачивается история любви гордой красавицы цыганки Рады и конокрада Лойко Забара. Тем временем, Раду также страстно влюблён дворянин Антол Силади, а к Лойко неравнодушна золотоволосая Юлишка… Премьера: 5 апреля 1976. Награды: Лидер кинопроката 1976 года – 64,9 млн. зрителей. Герои фильма: Другие персонажи:
Цыганская поэтика картины Эмиля ЛотянуФильм, посвящённый цыганской жизни Эмиль Лотяну планировал снять на киностудии «Молдова-Фильм», где уже долго работал. Но там ему в съёмках отказали, и тогда режиссёр отправился в Москву на «Мосфильм». В основу сюжета своей картины, получившей название «Табор уходит в небо», Лотяну положил ранние рассказы известного советского писателя Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Действие разворачивалось во второй половине XIX века, в провинциальной окраине Австро-Венгерской империи. На фоне быта и нравов Бессарабии, жизни кочевых цыган разворачивалась страстная любовь главных героев - красавицы цыганки Рады и конокрада Лойко Забара. На эти роли режиссёр сразу определил хорошо знакомых ему Светлану Тому и Григоре Григориу, ранее снимавшихся в его фильмах «Красные поляны» и «Лэутары». К тому же, со Светланой Лотяну на тот момент связывали романтические отношения. Тем не менее, видимо, чтобы утвердиться в своём выборе, Эмиль Лотяну провёл пробы на роль Рады, в которых приняло участие немало как звёздных, так и мало известных актрис. Проходила пробы и Светлана Тома. Причём вызывали её аж три раза. По её рассказам, она поначалу была убеждена в том, что сыграет роль второго плана. Когда же узнала, что её планируют на главную роль цыганки Рады, то растерялась – ей показалось, что это совсем не её. Однако Лотяну сумел убедить актрису, внушит ей уверенность. Поскольку в съёмках принимали участие настоящие цыгане, необходимо было произвести на них впечатление, сделать так, чтобы они приняли актрису. Для этого Лотяну придумал эффектный ход – перед началом съёмок Светлану Тому нарядили, купили старинные золотые серьги, посадили в бричку и пустили на площадке слух, что сейчас приедет «главная». Появление Светланы было встречено с восторгом. Но этого было мало. В процессе съёмок Светлана постоянно наблюдала за действиями цыган, впитывала их культуру, мимику, пластику. Последнее было особенно важным, ведь в роли Рады было не так много слов, характер героини необходимо было передать через взгляды, походку, мимику. Всё это Светлане удалось блестяще. Её по-настоящему приняли. Актриса была настолько убедительна, что с окрестных деревень к «самой главной цыганке» приезжали с просьбами погадать. Как уже отмечалось, роль Лойко Зобара Эмиль Лотяну доверил актёру Григоре Григориу. Члены худсовета выражали мнение, что на эту роль следует пригласить либо кого-то из известных актёров, либо, наоборот, коренного цыгана. Но Лотяну был уверен в своём выборе, представлял в образе Лойко исключительно Григоре Григориу и отстоял его кандидатуру. По его мнению, в актёре присутствовало «обезоруживающее молчание» и были «собраны целые этнические плиты». Лотяну оказался прав – Григориу был словно создан для этой роли. Сын актёра Октавиан Григориу рассказывал, что во время съёмок отец занимался метанием молота: «Каждое утро он закручивал себя как в центрифуге и метал. Выбрасывал этот сгусток энергии». Это помогало ему войти в образ Лойко. Безусловно, одной из самых ярких и запомнившихся зрителю сцен стал эпизод с раздеванием. Кстати, далеко не все цыгане одобрили этот сюжетный ход. Цыганки заявляли, что у них незамужней женщине не принято обнажаться перед мужчиной. Но Лотяну намеренно ввёл эту сцену (так же, как и эпизод, где Рада высмеивала Лойко перед цыганами) для придания большего драматизма картине. Светлана Тома рассказывала, что съёмки сцены с раздеванием дались тяжело, как с точки зрения психологического настроя (тут ей помогло безграничное доверие к Лотяну, как к художнику), так и с физической стороны. Съёмки проходили глубокой осенью, когда было уже достаточно холодно. К тому же и окунаться приходилось в горную речку Тису, в которой вода ледяная даже в жаркое время. Чтобы не переохладиться, Светлану и Григоре мазали гусиным жиром, но это помогало лишь отчасти… Ещё один запомнившийся эпизод – у дерева с красными ягодами – родился спонтанно. Лотяну увидел подходящую натуру и решил снять романтическую сцену. По воспоминаниям Светланы Томы Эмиль Владимирович вообще был в работе человеком одержимым и любое своё впечатление был готов превратить в поэтический этюд. Для съёмок фильма Эмиль Лотяну привлёк настоящих цыган – как оседлых из московского музыкально-драматического театра «Ромэн», так и кочевых. В поисках фактурных лиц режиссёр объездил всю страну, привлёк к съёмкам известные цыганские династии Бузылёвых, Жемчужных, Волшаниновых, которые выступали и в качестве актёров, и в качестве певцов, и в качестве консультантов. Съёмки фильма проходили в Закарпатье, и там режиссёр нашёл кочевых цыган, которых не коснулась цивилизация. Лотяну был от них в восторге и задействовал в массовках. Надо отметить, что Эмиль Лотяну вообще любил эту нацию, умел с ними ладить и умело разруливал возникающие конфликты на съёмочной площадке. А без этого никак, ведь цыгане народ эмоциональный. Роль брата Рады исполнил природный цыган, король цыганской песни, Дмитрий Бузылёв. В фильме ему предстояло исполнить сцену драки на ножах. Дмитрий прекрасно владел ножом и поэтому отказался от бутафорского оружия. Это придало сцене ещё большей реалистичности. Ещё одна представительница династии Бузылёвых 8-летняя Алёна Бузылёва исполнила в фильме песню «Нацэ ноха», покорив своим мощным, сильным голосом и невероятным обаянием миллионы зрителей. В фильме о цыганах вообще не могло быть мало песен и музыки. Создатели тщательно и плодотворно поработали над этим. Композитор Евгений Дога вместе с режиссёром объездили десятки таборов, собирая старинные песни. Всё это было переработано и включено в картину, придав ей необходимый колорит и очарование. Уже готовый отснятый материал Эмилю Лотяну пришлось резать – руководство потребовало из двух серий сделать одну. Рассказывают, что режиссёр делал это со слезами на глазах, переживая за каждую сцену. Но, несмотря на такое сокращение, Лотяну всё равно удалось создать яркое, поэтическое полотно. Фильм с восторгом приняли зрители, и он стал лидером кинопроката 1976 года, а исполнительницу главной роли Светлану Тому по опросу журнала «Советский экран» пригнали актрисой года. Хорошо приняли картину и цыгане, которые приходили на сеансы целыми семьями. Фильм «Табор уходит в небо» был высоко оценён на различных кинофестивалях – в Сан-Себастьяне, Белграде, Праге, Париже. Благодаря этому его закупили к показу в 112 стран. Игорь BIN Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы. Использованные материалы:
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|