Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Телевизионный альманах "Этот фантастический мир" Режиссер: Тамара Павлюченко (1-6, 10-12 выпуски), Виктор Спиридонов
(7-9, 14 выпуски), Антонина Зиновьева (13, 15, 16 выпуски) Телевизионный альманах «Этот фантастический мир» впервые вышел на экраны Советского Союза в 1979 году. Поначалу предполагалось снять нечто вроде викторины для школьников, которым предстояло угадать, какие из сюжетов писателей-фантастов были экранизированы. Первые выпуски выходили именно в таком виде. Сквозными персонажами в них являлись школьник Алеша и некий "Гость"-инопланетянин, разыскивающий свою планету. Из интервью одного из режиссеров альманаха Тамары Петровны Павлюченко: « ...двум нашим редакторам Людмиле Ермилиной и Андрею Костенецкому пришла идея делать фантастику. Надо посмотреть правде в глаза, сама я никогда не была поклонницей этого жанра. А в те годы фантастика была в моде. Выбиралась хорошая литература: Брэдбери, Азимов, Беляев, Уэллс. В ней поднимались очень интересные вопросы: психологические, взаимоотношения людей. То есть все то, что интересно людям, но при этом в какой-то фантастической форме. Сначала сценарии делали Ермилина и Костенецкий, потом у нас появились настоящие профессиональные сценаристы: Вера Шитова, Георгий Капралов. Редактором работала Наташа Чичко». Благодаря фантастической тематике альманах быстро обрел широкую зрительскую аудиторию. С шестого выпуска создатели отказались от формата телевикторины, сделав выпуски в виде обычных инсценировок фантастических произведений известных писателей, предваряющихся вступительным словом ведущего (со второго выпуска постоянным ведущим передачи являлся космонавт Георгий Михайлович Гречко). Исчезли сквозные персонажи (в которых особой необходимости не было), зато заметно повысилось качество подаваемого материала. Пожалуй, лучшими стали 10-14 выпуски, представлявшие собой вполне законченные, продуманные, отлично поставленные спектакли с великолепным актерским составом. Стоит отметить, что финансирование фильмов-спектаклей «Этот фантастический мир» было очень скромным. Это заметно отражалось и на декорациях, и на спецэффектах (а точнее на их жалком подобии), но зато компенсировалось искренней игрой актеров. Гонорары актеров были чисто символическими, однако это не помешало привлекать к съемкам ведущих мастеров отечественного кино, которые соглашались принимать участие просто из любви к искусству. Среди таких актеров: Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырёв, Александр Вокач, Леонид Ярмольник, Михаил Глузский, Александр Абдулов, Юрий Яковлев, Вацлав Дворжецкий, Александр Пороховщиков, Владимир Долинский, Сергей Юрский и многие другие. Некоторые из них сыграли в нескольких выпусках. «Этот фантастический мир» выходил на экраны до 1990 года. В общей сложности зрители увидели 16 выпусков. Три из них (а именно – 1-й, 3-й и 9-й) в архивах ГТРФ не сохранились. С 10-й программы выпуски приобрели собственные названия. Премии: Выпуск 1Премьера: 13 апреля 1979 г. (не сохранился). Ведущий: Константин Феоктистов В основу выпуска легли произведения Жюля Верна «Из пушки на Луну», Герберта Уэллса «Человек, который мог творить чудеса» и Станислава Лема «Путешествие четырнадцатое». По сюжету некий "Гость" с другой планеты прибывает на Землю, где встречает школьника Алешу. Далее они попадают в разные фантастические сюжеты, а зрителям предстоит угадать инсценированные произведения. Актеры:
Выпуск 2Премьера: 9 июня 1980 г. Ведущий: Георгий Гречко "Гость" продолжает поиски своей планеты. Вместе со школьником Алешей они путешествуют по фантастическим сюжетам, а в финале предлагают зрителям отгадать, какие произведения были им представлены. Первая новелла - экранизация рассказа Валентина Берестова «Алло, Парнас!». Инопланетная экспедиция исследует Землю под видом богов с Олимпа. Соответственно руководитель экспедиции - Юпитер. Его коллеги: Марс (ответственный за вооружение), Меркурий (ответственный за связь) и т.д. Завершив исследования, руководитель экспедиции приказывает взорвать все оборудование, которое остается на Земле, чтобы оно не досталось людям... Вторая новелла - отрывок из повести Марка Твена «Янки при дворе короля Артура». Герой - янки, попавший в прошлое, во времена короля Артура. Воспользовавшись своими знаниями, он играет на суевериях окружающих: сначала пугает их солнечным затмением, а затем "расколдовывает" засохший источник. Съемки данной новеллы происходили под Звенигородом и в Царицыно. В третьей новелле, поставленной по рассказу Артура Конан Дойля «Маракотова бездна», профессор Маракот со своими спутниками биологом Сайресом Хедли и механиком Биллом Сканлэном опускается в батисфере в глубоководную впадину Атлантического океана. Там они находят затонувший город, населённый потомками атлантов. Четвертая новелла - отрывок из повести Евгения Велтистова «Победитель невозможного». Учитель математики Таратар демонстрирует своему коллеге учителю физики Синице прибор - коврик-антигравитатор. Синица взлетает и оказывается на летающем объекте физика Крымова. Персонажи:
Выпуск 3Премьера: 9 июня 1980 г. (не сохранился). Ведущий: Георгий Гречко В данном выпуске были инсценированы «Блистающий мир» Александра Грина и «Малыш» Аркадия и Бориса Стругацких. Актеры:
Выпуск 4Премьера: 2 мая 1981 Прошло шесть лет с последней встречи "Гостя" и Алеши. "Гость" устанавливает связь с Алешей и его бабушкой посредством телевизора и сообщает им, что наладил контакты с другими цивилизациями. Алеша воспринимает это с восторгом, но "Гость" предостерегает его, что при контактах с другими цивилизациями могут возникнуть различные трудности. Для примера он приводит сюжеты из фантастических произведений. Первым следует отрывок из научно-фантастического романа Алексея Толстого «Аэлита», в котором космонавты Лось и Гусев прибывают на другую планету, где правит диктатор Тускуб. Второй сюжет - инсценировка рассказа Кира Булычева «Снегурочка». Космонавты-земляне становятся свидетелями аварии инопланетного космического корабля. Им удается спасти девушку-инопланетянку, которая оказывается Снегурочкой. Для этих существ основой жизни является не вода, а аммиак, и живут они при супернизких температурах. Молодой землянин и Снегурочка влюбляются друг в друга, но им никогда не суждено быть вместе... Завершает выпуск экранизация рассказа Эрика Фрэнка Рассела «Свидетельствую». Перед зрителями разворачивается судебное заседание, где в качестве подсудимого оказывается прибывший на Землю инопланетянин. В данном сюжете явно присутствует сатира на капиталистическое общество: подсудимому вменяется в вину приземление на участве, составляющем частную собственность, и побег от стреляющего в него полицейского. Персонажи:
Выпуск 5Премьера: 21 июня 1981 Ведущий: Георгий Гречко. Гость телепередачи: Писатель-фантаст Дмитрий Биленкин. Это последний выпуск, где появляется сквозной персонаж. "Гость" встречает на Земле собственное альтер-эго - некий Дубль, существующий независимо от него. Дубль, представляющий собой матрицу, по своей сущности не рассчитанную на восприятие добра, доживает на Земле последние минуты. Чтобы продлить себе жизнь, Дубль предлагает "Гостю" план существования без помех для друг друга - в разных временных измерениях. Дубль представляет первую новеллу, поставленную по рассказу Рэя Брэдбери «О скитаниях вечных и о Земле». Миллионер Генри Уильям Филд финансирует путешествие во времени профессора Болтона. Профессор должен «вытащить» из прошлого писателя Томаса Вулфа, умирающего от пневмонии. Филд и Болтон продлевает на некоторое время жизнь Томасу Вулфу, чтобы тот успел написать свое последнее произведение. Они могли бы его излечить, но тогда прошлое будет нарушего, поэтому по окончании написания романа Вулфа возвращают обратно в объятия смерти... После окончания первой новеллы "Гость" отказывается от предложения Дубля, и тот исчезает... Второй сюжет в выпуске взят из рассказа Кира Булычёва «Выбор». Главный герой еще в юные годы, воспитываясь в детдоме, ощущал себя отличным от других. Он обладает феноменальной памятью, выдающимися математическими способностями, умеет гипнотизировать окружающих. Не зря его прозвали Пришельцем... Однажды к нему является незнакомец, который утверждает, что Пришелец на самом деле сын инопланетян, погибших много лет назад при аварии космического корабля. Незнакомец предлагает ему вернуться к себе подобным, но Пришелец решает остаться на Земле... Персонажи:
Выпуск 6Премьера: 28 декабря 1981 Тема выпуска - Фантастика и наука, в чем их связь. Первая новаелла - экранизация научно-фантастического рассказа Ивана Ефремова «Тень минувшего». Профессор Василий Петрович сообщает палеонтологу Сергею Никитину о находке чабанов из Средней Азии. В районе колодцев Биссекты они обнаружили целое поле костей динозавров. Никитин отправляется в экспедицию... В пустыне члены экспедиции сталкиваются с необычным явлением, которе сначала принимают за мираж, а потом открывают существование естественных «фотоаппаратов», способных при определённых условиях запечатлеть древнюю жизнь на Земле. Вторая новелла поставлена по рассказу Раймонда Джоунса «Уровень шума». Молодого перспективного учёного Мартина Нэгла вызывают на совещание. Там он узнает о том, что некий ученый изобрел антигравитационную машину, но но разбился во время ее испытания. В доказательство этого ему демонстрируют снятый фильм. Мартин берется провести работу по восстановлению машины, и в результате ему удается создать подобный аппарат. После этого Мартину открывают, что тот фильм был искусно инсценирован, дабы убедить его в возможности решения абсолютно невозможной с точки зрения традиционной науки задачи. Персонажи:
Выпуск 7Премьера: 7 января 1982 Шесть лет назад трое космонавтов стартовали с Земли. Пройдя четырнадцать галактик, они терпят аварию и попадают на планету, как две капли воды похожей на родную планету, только без присутствия цивилизации. Чтобы найти способ связаться с Землей, космонавты решают посмотреть имеющиеся на космическом корабле кассеты. Перед зрителями разворачиваются две истории. Первая новелла поставлена по рассказу американского писателя А.Порджеса «Ценный товар». Экипаж космического корабля встречается с Космическим странником - неким живым организмом, путешествующим в межзвездным пространстве. Парус Странника прочнее всех известных материалов, и в то же время он легкий, как паутина. Потому-то он ценится даже не на вес золота, а гораздо дороже. Капитан корабля, понимая, что это живое существо, собирается вступить с ним в контакт. Однако его команду интересует лишь возможность заработать огромные деньги... Вторая история - экранизация советского писателя Олега Лукьянова «Принцип неопределенности». Ученый Анатолий Николаевич встречает инопланетянина, явившегося к нему в облике актера Андрея Волкова... Персонажи:
Выпуск 8Премьера: 2 апреля 1984 Ведущий: Георгий Гречко. Приглашенный гость: писатель Еремей Парнов. В начале передачи Георгий Гречко и Еремей Парнов рассуждают о человеке, о личности, о том, что человеку порой угрожает не техника, а злая воля людей, вооруженных этой техникой. Первая новелла, которую они представляют, поставлена по фантастическому рассказу Ильи Варшавского «Тревожных симптомов нет». Действие этой новеллы переносит зрителей в будущее, когда человечество научилось продлевать жизнь путем проведения процедуры омоложения. Ученый Кларенс и его супруга таким образом дожили до ста лет, сохранив здоровье, силы, цветущий внешний вид. Но Кларенс идет дальше - соглашается на операцию инверсии памяти (т.е. ее частичной очистки). Врачи стирают, по их мнению, «ненужные» участки памяти. Но, к чему это в результате приведет?.... Далее ведущие переходят к теме одиночества и представляют вторую новеллу, поставленную по рассказу Рэя Брэдбери «О теле механическом я пою». Это - фантастическая мелодрама об электронной бабушке. Отец Агаты, Тома и Тима, воспитывающий детей один, понимает, что им недостает надлежащей материнской ласки. И тогда он приобретает электронную бабушку фирмы Фанточини (более походящую на очаровательную молодую девушку). Она оказывается наделенной настоящими человеческими качествами: добротой, чуткостью, заботой. Том и Тим сразу влюбляются в нее, и только Агата поначалу воспринимает ее в штыки... Персонажи:
Выпуск 9Премьера: 1984 г. Ведущий: Георгий Гречко. Новелла «Улыбка» была поставлена по произведениям Рэя Брэдбери. Две тысячи шестьдесят первый год. Одичавсший народ в безумной радости уничтожает книги и произведения искусства. На площади выставлена знаменитая «Джоконда» Леонардо Да Винчи, и толпа с дикими воплями плюется в нее. Подходит очередь юного Тома, но он колеблется - у него не лежит душа осквернять прекрасное лицо на холсте... Потом толпа кидается на картину и рвет ее на части. Тому удается спасти клочок картины с удивительной улыбкой Моны Лизы... Данный выпуск в архивах ГТРФ не сохнанился. Тем не менее, отдельные кадры из этой новеллы можно увидеть в видеоклипе Виктора Чайки «Мона Лиза». Фото из видеоклипа "Мона Лиза" Выпуск 10. "Знак саламандры"Ведущий: Георгий Гречко. Гость передачи: писатель и политолог Георгий Шахназаров Выпуск, имеющий название «Знак Саламандры» (пожалуй, один из самых сильных выпусков Фантастического мира), состоит из одной новеллы, поставленной по рассказам Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» и Э. Лудвита «Маленький преступник». В недалеком будущем введен запрет на книги и на чтение. Вместо настоящей литературы людей пичкают низкопробными телепередачами. К нарушителям наведываются пожарные, которые уничтожают книги, а заодно и их дома.... Один из пожарных Гай Монтэг однажды встречает девушку. В результате общения с ней его начинают терзать сомнения в правильности существования... Паралельно развивается другая линия - полковник Ролинг обнаруживает, что его жена и сын читают книги. Разгневанный, он выгоняет их из дома... Персонажи:
Выпуск 11. "Случай с полковником Дарвином"Премьера: 4 января 1985 г. Ведущий: Георгий Гречко. Гость передачи: сценарист Георгий Капралов. В сюжете удачно объединены два известных фантастических произведения. В первой части инсценирован Роберта Шекли «Бунт спасательной лодки». Полковник ВВС, бывший астронавт Грег Дарвин рассказывает своему старому приятелю Джонни историю, которая случилась с ним на одной планете, пережившей ядерную войну. Вместе с другим астронавтом Диком они были направлены туда на поиски оружия. В океане астронавты обнаруживают небольшую подводную лодку, которая оказывается спасательной лодкой расы трайдентов. Она, наделенная искусственным интеллектом, начинает заботится за астронавтами, принимая их за трайдентов. Вот только забота выходит им боком, ведь трайденты не пьют воду, питаются чем-то вроде машинного масла и живут при очень низкой температуре... Для съемок новеллы «Бунт спасательной лодки» создателям фильма институт океанологии в Феодосии предоставил корабль, оборудованный барокамерой. Стоит отметить, что сценаристы изменили первоначальный сюжет: если в рассказе Шекли живыми оставались оба героя, то в экранизации - лишь один. В результате история из веселой и искрометной превратилась в трагическую и в чем-то нравоучительную. Вторая часть выпуска - инсценировка рассказа Рэя Брэдбери «Ржавчина». После рассказа полковника Дарвина к нему приходит сержант Макинрой, который признается, что мечтает избавить мир от оружия и войн. Макинрой рассказывает, что открыл способ ускоренного превращения металла в ржавчину. Дарвин считает Макинроя помешанным, но после его ухода пистолет полковника превращается в горстку ржавчины. Дарвин дает команду задердать сержанта, но это не дает результата. А Макинрой, тем временем, идет по военной базе, оставляя за собой вместо военной техники горы ржавчины... Персонажи:
Выпуск 12. "С роботами не шутят"Премьера: 29 марта 1987 г. Ведущий: Георгий Гречко. Гость передачи: публицист, переводчик и критик фантастики Вл. Гаков (настоящее имя - Михаил Андреевич Ковальчук) Выпуск посвящен теме роботов. Георгий Гречко и Владимир Гаков рассуждают о том, как робототехника входит в нашу жизнь, об отношениях, которые могут возникнуть между человеком и роботом, к чему это может привести. В программе демонстрируется фрагмент интервью на эту тему знаменитого писателя-фантаста Айзека Азимова. В первой новелле, поставленной по рассказу Александра Беляева «Сезам, откройся», рассказывается о том, как роботов можно использовать в престкпных целях. Некий мошенник Джон Митчел приходит в дом к богатому, но уже старому промышленнику господину Гане. Митчел представляется агентом фирму «Вестингауза» и предлагает приобрести роботов-слуг, мотивируя это тем, что старые, преданные слуги дряхлеют и уже не могут исполнять свои обязанности, а нанимать новых небезопастно, - в них нет никакой уверенности. Гане соглашается... Вторая новелла поставлена по рассказу Айзека Азимова «Лжец». В ней главным героем является робот РБ-34 (Эрби), неожиданно обретший способность читать мысли людей. Но главное не в этом, а втом, что Эрби оказывается гораздо человечнее и душевнее, нежели окружающие его люди. Совсем иными представлены роботы в новелле «Суд» по рассказу Фредерика Чиландера «Судебный процесс» . Действие происходит в будущем, когда роботы заполонили города, приобрели равные права с людьми и начали вытеснять их из жизненного пространства. Главного героя Перссона судят якобы за убийство робота-продавца и в результате устроенного фарса приговаривают его к смерти - помещению в безвоздушное пространство. За процедурой казни все бесстрастно наблюдают по мониторам... В финале оказывается, что людьми в зале суда являлись лишь Перссон и адвокат, остальные - и судья, и прокурор, и присяжные, и зрители - роботы. Специально для съемок новеллы «Суд» железнодорожники предоставили недоделанный экспериментальный поезд. Поскольку он был еще не на ходу, съемки производились прямо в ангаре, где он располагался. Персонажи:
Выпуск 13. "Бездна"Ведущий: Георгий Гречко. Гости студии: член-корреспондент АН СССР Георгий Сергеевич Голицын, политический обозреватель газеты "Советская культура" Григорий Суренович Оганов. Зрителям представлена экранизация пьесы Рэя Брэдбери «Чикагская бездна», написанной в жанре социальной фантастики. Мрачный мир постапокалипсиса, голодные люди, выживающие на грани нищеты, полиция, преследующая тех, кто помнит об изобилии... В центре сюжета - один из таких свидетелей благополучной довоенной жизни полусумасшедший старик, которого исполнил гениальный актер Сергей Юрский. Рассказы старика настолько важны окружающим, что те готовы прятать его от полиции несмотря на шикарное вознаграждение за его поимку в виде продовольственного пайка. Примечательно, что в фильме никто из персонажей не называется по имени кроме появляющейся в финале девушки Марии. Ее роль исполнила дочь Сергея Юрского Дарья Юрская, для которой эта работа стала дебютом на экране. Персонажи:
Выпуск 14. "Умение кидать мяч"Ведущий: Георгий Гречко. Гость передачи: писатель Кир Булычев. Способности человека... Георгий Гречко и Кир Булычев рассуждают на тему - что, если бы можно было их прививать людям искусственно, получая в итоге талантливых актеров, ученых, музыкантов и т.д. К чему это может привести? В качестве примера зрителям представляется новелла, поставленная по мотивам рассказов Кира Булычёва «Летнее утро» и «Умение кидать мяч».... Герой новеллы Герман Коленкин - вполне заурядная личность, уже не молодой мужчина с брюшком. Что может связывать такого человека со спортом, в частности с баскетболом - да ничего. Разве только сидя у телевизора отвешивать комментарии типа: "Ну, как ты кидаешь?!". А действительно - почему игроки не попадают в корзину? И можно ли сделать так, что руки будут в точности исполнять приказ мозга? Некий ученый Крупин утверждает, что это возможно, и предлагает Коленкину эксперимент - введение сыворотки позволяющей ему стать необыкновенно метким, будь то баскетбол, хоккей или бильярд.... Полученное умение кардинально изменает устоявшуюся жизнь Германа. Вот только готов ли он к этим изменениям?... Персонажи:
Выпуск 15. "Абсолютная защита"В отличие от предыдущих, в данном выпуске ведущий отсутствовал: не было, ставших привычными зрителю, вступительного слова, увлекательного обсуждения темы. В выпуске представлена экранизация популярного рассказа Роберта Шекли «Призрак-5» из из цикла, посвященного сотрудникам некоего частного агентства «ЛУСЛОПЛ» (Лучшей службы очистки планет) Грегору и Арнольду. Эти рассказы давно завоевали любовь читателей искрометным юмором, замешанном на фантастической теме. В «Призраке-5» герои, получив очередной заказ, были вынуждены столкнуться с необычным явлением - вполне реальными призраками, которые представляли собой ожившие детские страхи... К сожалению, в данном случае создателям фильма-спектакля не удалось передать легкую, юмористическую атмосферу произведений Шекли, и этот выпуск уступает по уровню предыдущим... Персонажи:
Выпуск 16. "Психодинамика колдовства"Премьера: 1990 г. Последний выпуск телеальманаха. Ведущий, как и в 15-м выпуске, отсутствовал. Блестящая экранизация повести Джеймса Ганна «Где бы ты ни был». Главный герой - молодой ученый Мэт, который пишет диссертацию на тему «Психодинамика колдовства». Однажды на проселочной дороге он встречает странную деревенскую девушку Эби. Пообщавшись ближе, Мэт узнает, что она - ведьма, обладающая сверхъестественными способностями (телекинез, телепортация, телепатия). Правда, проявляются они у Эби случайным образом, когда она выходит из психологического равновесия. Мэт учит девушку управлять этими способностями, не замечая, что начинает увлекаться ею. Да и сама Эби строит на него свои планы... Персонажи:
Игорь BIN Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|