Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Фантастическая мелодрама "Блистающий мир" Режиссер: Булат Мансуров Действие фантастической ленты «Блистающий мир», поставленной по мотивам произведений Александра Грина, разворачивается в городе Зурбагане, где появляется некий человек по имени Друд, обладающий способностью летать. Местный правитель заинтересовывается этой способностью и отдаёт приказ арестовать Друда… Премьера: сентябрь 1984 Герои фильма:
Эпизоды: Виктор Чеботарёв, Александр Лукьянов, Б. Бурдейный, В. Лисевич Пространство тоталитаризма в призме «Блистающего мира»До выхода на экраны «Блистающего мира» режиссёр Булат Мансуров, уже имел немалый опыт в кино. Достаточно сказать, что его лента «Состязание» (1963 года выпуска) была представлена на престижном Каннском международном кинофестивале. Впрочем, дальнейшие кинокартины Мансурова особого успеха у зрителей не имели. Тем не менее, новая работа режиссёра «Блистающий мир» не могла не привлечь внимания – творчество Грина всегда вызывало живейший интерес и у читателей, и у зрителей. Прежние экранизации Грина (если говорить о полнометражных лентах), увы, не отражали идей писателя, заложенных в его произведениях. Мансуров же, анонсируя свой фильм, заявил, что ему близки мысли Грина о свободе человеческого духа, и он постарается найти особую, летящую пластику движений своих героев. Специально для этого им были приглашены на главные роли не профессиональные актёры, а артисты балета Тийт Хярм и Илзе Лиепа. Кроме того, приступая к работе над «Блистающим миром», режиссёр основательно изучил творчество писателя. Об этом говорят многие мелкие детали в фильме, которые невозможно было почерпнуть исключительно из одного романа. Казалось бы, все необходимые элементы для успеха картины были соблюдены, однако премьера «Блистающего мира» в 1984 году прошла как-то незаметно и особого резонанса среди зрителей не вызвала. Критики же и вовсе отметили чрезмерное утрирование характеров и сказочную бутафорию, которые не имели отношения к Грину. С точки зрения обычного зрителя, эти упрёки, в какой-то степени, оказались справедливыми. Однако фильм оказался не таким простым, каким кажется с первого взгляда, и вызвал заслуженный интерес у исследователей Грина. Как и другие режиссёры, Мансуров не стал строго следовать сюжету романа, поставив фильм «по мотивам» и включив в повествование некоторые элементы из других произведений, как-то: рассказ «Корабли в Лиссе» с персонажем старым моряком Битт-Боем, рассказ «Пропавшее солнце» с безжалостным экспериментом над ребёнком, лишённым солнечного света, а также рассказ «Канат» - при изображении полёта в цирке. Государство, где разворачивались события, было представлено крайне тоталитарным, управляемым неким деспотом-тираном, капиталистом-миллионером (важная деталь, указывающая на его «западное» происхождение). Данный тиран, образ которого создал выдающийся актёр Павел Кадочников, обладал неприятным, каким-то неестественно-механическим голосом, что по замыслу авторов фильма, видимо, должно было подчёркивать отсутствие у него душевных и человеческих качеств. Ограниченные эмоции, минимум мимики и движений придавали ему сходство с манекеном, идолом. Картину тоталитарного государства дополнили тайная полиция, возглавляемая братом миллионера (его тоже сыграл Кадочников), и «Коралловый остров», олицетворяющий собой лагерь для политзаключённых. Свободный по роману Грина смотритель маяка Стеббс (Леонтий Полохов) в фильме превратился в ссыльного, обязанного работать на маяке вблизи концлагеря. А 19-летняя Тави, волей авторов фильма, стала дочерью Стеббса и жертвой того самого эксперимента, позаимствованного из рассказа «Пропавшее Солнце». Для достижения визуального эффекта при изображении тоталитарного пространства Мансуров использовал намеренно приглушённые цвета, временами придавшие иллюзию чёрно-белого фильма. Противостояние Добра и Зла дополнительно подчёркивалось в костюмах (скромных у Друда, Стеббса и Тави, и пышных у представителей власти). Причём костюмы несли в себе черты разных эпох, подчёркивая вневременность действия. Основным носителем конфликта, борцом с тоталитаризмом, выступил главный герой Друд. Его способность к полёту – это явное олицетворение стремления к свободе и независимости. Исследователи творчества Грина увидели в этом образе даже нечто более высокое – духовно-христианскую аллегорию, указывающую на небесное начало героя. Друд обладает сверхспособностями, которые непостижимы и необъяснимы для обыкновенного человека. Также он обладает внутренней духовной свободой и высокой моралью, которую несёт людям через свои монологи. Как тут не увидеть религиозно-философский посыл? К тому же Друд не раз выступает в образе спасителя. Он, например, помогает Тави. Причём, если в книге он просто спасает её от ареста, то в фильме всё происходит гораздо жёстче – Друд спасает её жизнь, ведь Тави приговорена к «ликвидации». К тайным агентам, преследующим его, Друд выказывает милосердие, и, таким образом, также выступает спасителем. Финал фильма вышел совершенно отличным от книги. У Грина в финале находят разбившегося человека, и решают, что это Друд, хотя это не является бесспорным. Мансуров выступил за более конкретную и оптимистическую концовку, где Друд и Тави улетают в счастливую и свободную страну, таким образом, вводя в поэтику Грина элементы советской идеологии. Игорь BIN Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|