1960 Испытательный срок
1968 Сыны отечества
1969 Яблоки 41-го года
1972 Вид на жительство
1973 Тихоня
1974 Они будут счастливы
1974 Великий укротитель
1975 Страх высоты
1976 Пропал и нашелся
1977 Смешные люди!
1977 Отклонение - ноль
1977 И это все о нем
1978 Расмус-бродяга
1978 Кузен Понс - фильм-спектакль
1978 Жизнь Бетховена
1979 Дикая охота короля Стаха
1979 Дефицит на Мазаева - фильм-спектакль
1979 Взлет
1980 Черная курица, или Подземные жители
1980 Три года
1980 Тихие троечники
1980 Тегеран-43
1980 Молодость, выпуск 2-й
1980 Ледяная внучка
1980 История одного подзатыльника - короткометражный
1980 Идеальный муж
1980 И вечный бой... Из жизни Александра Блока
1980 Вам и не снилось...
1981 Транзит
1981 Ленин в Париже
1981 И с вами снова я...
1981 Брелок с секретом
1982 Никколо Паганини (Болгария-СССР)
1982 Две главы из семейной хроники
1982 Васса
1983 Не заплачу! - фильм-спектакль
1983 Мэри Поппинс, до свидания!
1984 Рыжий, честный, влюблённый
1985 Серсо - фильм-спектакль
1985 Про кота...
1986 Путь к себе
1986 Последняя дорога
1986 Охота на дракона
1986 Люби меня, как я тебя
1986 Капитан "Пилигрима"
1986 Золотая баба
1987 Человек с бульвара Капуцинов
1987 Жил-был Шишлов
1988 Трагедия в стиле рок
1988 Операция "Вундерланд"
1988 Новые приключения
янки при дворе короля Артура
1988 Дама с попугаем
1989 Не покидай...
1990 Провинциальный анекдот
1990 Пришел мужчина к женщине - фильм-спектакль
1990 Последняя осень
1990 Красное вино победы
1990 Затерянный в Сибири / Lost In Siberia
1990 Допинг для ангелов
1990 Взрослая дочь молодого человека - фильм-спектакль
1990 Битва трех королей (CCCР-Марокко-Испания-Италия)
1991 Фирма приключений
1991 Сыщик петербургской полиции
1991 Попугай для сыщика
1991 Одиссея капитана Блада (СССР, Франция)
1991 Ночные забавы
1992 Прекрасная незнакомка (Россия-Польша)
1992 Ну, ты и ведьма (Украина)
1992 Мелодрама с покушением на убийство (Россия-Украина)
1992 Градус черной луны (Украина)
1992 Ариэль
1992 А чой-то ты во фраке? - фильм-спектакль
1993 Завтрак с видом на Эльбрус
1996 Короли российского сыска
1996 Карьера Артуро Уи. Новая версия
1996 Здравствуй, племя молодое..
1998 Кто, если не мы
1999 Послушай, не идет ли дождь
2000 В августе 44-го (Россия-Беларусь)
2001 Сыщики-1
2001 Сверчок за очагом
2001 Русский водевиль. Вицмундиръ
2001 Русский водевиль. Бедовая бабушка
2001 Новогодние приключения
2001-2003 Кобра. Антитеррор
2002 Пятый ангел
2003 Сыщик без лицензии
2003-2004 Бедная Настя
2004 Покушение
2004 Апокриф: музыка для Петра и Павла
2005 Убойная сила-6
2005 Мошенники
2005 Горыныч и Виктория
2005 Глазами волка
2006 Форсаж да Винчи
2006 Сделка
2006 Печорин. Герой нашего времени
2006 Паранормальный синдром
2006 Охотник
2006 Важнее, чем любовь
2006 В круге первом
2007 Убить змея
2007 Дюймовочка
2008 Смерть шпионам. Крым (Россия-Украина)
2008 Русичи
2008 Наследство
2008 Если нам судьба
2008 Два цвета страсти
2008 Без вины виноватые
2008 Абонент временно недоступен (Украина)
2009 Похищение Богини (Россия-Украина)
2009 Кромовъ
2010 Правдивая
история об Алых парусах(Украина)
2010 Москва, я люблю тебя!
2010 Легенда острова Двид
2010 Энигма
2011 Сделано в СССР
2011 Дом с башенкой (Украина)
2011 Воин.com
2012 Одесса-мама (Украина)
2012 День додо
2013 Тётушки (Латвия, Россия)
2013 Найти мужа в большом городе
2013 Если любишь - прости
2014 Ёлки 1914
2015 Песнь песней (Украина)
2015 Избранница (Украина)
ФИЛОЗОВ
Альберт Леонидович
25.06.1937, Свердловск - 11.04.2016, Москва
Народный артист России
«Сын врага народа»
Предки Альберта Филозова по материнской линии были зажиточными крестьянами
с Украины. В начале 30-х годов ХХ века они, опасаясь раскулачивания, перебрались
на Урал, в Свердловск. Здесь мама Альберта познакомилась с его отцом, приехавшим
из Польши в Россию строить социализм. Альберт Леонидович рассказывает, что совсем
не помнит отца – того арестовали и расстреляли, как «врага народа», в 1937 году.
Альберту Филозову на тот момент не было и полугода…
К счастью, положение «сына врага народа» не очень сказалось на юном Альберте.
Его детство прошло, как и у других мальчишек того времени: играл во дворе, гонял
футбол, дрался. А еще он очень любил читать и постоянно бегал за книжками в библиотеку.
Правда, когда всех принимали в Комсомол, юноша долго не подавал заявление, считая
себя недостойным, и решился вступить лишь, когда умер Сталин.
Из токарей в артисты
Альберт Филозов рано стал самостоятельным. Время было тяжелое, голодное, и
он после седьмого класса пошел работать на шарикоподшипниковый завод, где получил
профессию токаря. Среднее же образование юноша, как и многие, получил в вечерней
школе.
Об актерской профессии Альберт Филозов никогда не задумывался, хотя и слушал
по радио с увлечением программу «Театр у микрофона». Тогда часто передавали радиоверсии
спектаклей Малого театра, МХАТа, Театра Вахтангова. Как вспоминает Альберт Леонидович,
особенно ему нравился «Клоп» Театра сатиры: он даже выучил целый акт наизусть.
Поступление в театральный вуз получилось спонтанным. В 1955 году в Свердловск
приехал на гастроли МХАТ, и был объявлен набор в Школу-студию. Альберт Леонидович
вспоминает: «В то время я только-только закончил школу. Друг буквально силой затащил
меня на экзамены, за компанию. Понятно, что я совершенно не волновался, поэтому
успешно прошёл все три отборочных тура и поехал в Москву сдавать общеобразовательные
предметы. Москва мне понравилась сразу, и я решил, что больше никогда из неё не
уеду…»
Учиться Альберту Филозову довелось на курсе блестящего мхатовского актера Виктора
Станицына. Быт тогдашних студентов был суров: холод, голод. Жили в бывших казармах,
где раньше размещали пленных австрийцев. Горячей воды не было, а зимой и вовсе
в оконные щели валил снег. Но все это отходило на второй план перед упоением от
учебы. А учеба продолжалась круглые сутки: с утра до вечера на лекциях, а вечером
в общежитии студенты разыгрывали этюды. Наверное, именно в таких условиях и рождаются
настоящие Мастера. Ведь на курсе вместе с Филозовым учились: Анатолий Ромашин,
Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Александр Лазарев, Татьяна Лаврова – будущий
цвет отечественного кино и театра.
Несостоявшийся дебют в кино
На третьем курсе мог состояться дебют Альберта Филозова в кино. Молодой актер
удачно прошел пробы к фильму «Зеленый фургон» и был утвержден на роль. Единственное,
чего он сильно боялся – это реакции руководства Школы-студии МХАТ, ведь студентам
категорически запрещалось сниматься в кино. На этот вопрос создатели фильма пообещали
урегулировать.
Филозов вылетел в Одессу подписывать контракт (на всякий случай запасшись обратным
билетом). Его встретили в аэропорту, там же дали бланк: «Заполни здесь, поставь
подпись». «А как с институтом?» - спросил юноша. И тут оказалось, что они ни о
чем не договорились. Про свое дальнейшее поведение актер до сих пор вспоминает
со стыдом: «…я отошел попить воды и... сбежал. Уже объявили посадку, я бежал через
все летное поле, а директор с администратором бежали за мной. Подбегаю к самолету,
а трап уже отвели, машу билетом, кричу... Хорошо, самолет был небольшой, я подпрыгнул,
ухватился, подтянулся и влез в незакрытую ещё дверцу. И улетел. В наказание за
мою трусость меня десять лет не снимали - пробовали, обещали, но до съемок дело
не доходило…»
1959-1961 годы
Окончив учебу в 1959 году, Альберт Филозов устроился в Московский драматический
театр им. К.С.Станиславского. Молодого актера стали вводить на роли Евгения Леонова,
который к тому времени начал много сниматься в кино. Филозова это не очень устраивало:
«Представляете, каково выходить к зрителю, пришедшему «на Леонова»!» По словам
актера, он «промучился» год и перешел в Театр им. М. Н. Ермоловой.
Еще одно примечательное событие того периода – женитьба Альберта Филозова.
Со своей первой супругой он познакомился в компании. Сам актер о том браке почти
не рассказывает, отмечая лишь, что жена не имела никакого отношения к искусству.
Армия
В Театре Ермоловой складывалось все нормально, актер готовил премьеру, тем
неожиданнее для него явилось в 1961 году известие о призыве в армию. Служить Филозову
поначалу довелось в саперном батальоне. «Тянул лямку, как все, так и не признавшись,
что я артист, - вспоминает Альберт Леонидович. - Трудно было: полное бесправие,
жестокость, чуть зазеваешься - останешься без еды. Но я через это прошел». И все
же, несмотря на трудности, он считает, что армия мужчине нужна, поскольку закаляет
мужчину.
В саперном батальоне Филозов прослужил недолго. Его жена ходила по всяким инстанциям,
писала бумаги с просьбой использовать мужа по профессии. В конце концов Филозова
перевели в Рязанское училище связи, назначив командовать военным оркестром. Последние
же пол года он и вовсе провел в Москве, служил младшим сержантом в «Матросской
тишине». «Офицеры на ночь уходили домой, а мы по очереди бегали через забор в
самоволку, а утром до подъема возвращались. Ни разу не попался», - вспоминает
Альберт Леонидович.
Театр. Второй брак
Демобилизовавшись, Альберт Филозов не стал возвращаться в Театр им.Ермоловой.
Режиссера, который брал его в труппу, «съели», и поэтому Филозов предпочел вновь
устроиться в театр Станиславского. Там он и прослужил следующие двадцать лет.
Театралы помнят его роли в спектаклях Анатолия Васильева «Первый вариант «Вассы
Железновой» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979), ставшими вехой
в истории отечественного театра.
Вскоре после армии Альберт Филозов женился во второй раз. Алла была театроведом,
работала во ВГИКе. В этом браке у Альберта Леонидовича родился сын Андрей, впоследствии
ставший журналистом.
Прорыв в кино
С кино у Альберта Филозова долгое время не ладилось. Пробы, пробы и очередные
отказы… В 60-е годы ему удалось лишь пару раз сняться на киностудии «Узбекфильм»
в картинах «Сыны отечества» (Отто Тальвиг) и «Яблоки 41-го года» (Федька). Сегодня
вряд ли кто вспомнит эти ленты.
Ситуация
изменилась совершенно неожиданно. Создатели картины «Вид на жительство» долго
искали актера «с ненадежной внешностью». Дело в том, что героем фильма должен
был стать молодой ученый Ростислав Савельев, который, воспользовавшись туристической
поездкой, остается в одной из европейских стран. Не найдя работы по специальности,
он вынужден согласиться на предложение из школы диверсантов... Вот эту роль и
предложили сыграть Альберту Филозову. А партнершей актера по фильму стала актриса
Виктория Федорова.
Несмотря на определенную заданность и прямолинейность драматургии, персонаж
получился живым и интересным. На актера обратили внимание другие режиссеры, и
приглашения не заставили себя долго ждать. В последующие годы Альберт Филозов
снялся в лирической комедии «Тихоня» (Василий Чебан), телефильме «Великий укротитель»
(Савелий Петрович Куликов), детективе «Страх высоты» (Илья Рождественский) и других
лентах.
Тихони и недотепы
Очень скоро определилось амплуа актера, и «виной» тому стала удачно сыгранная
роль в уже упомянутой картине «Тихоня», где Альберт Филозов создал образ скромного
и тихого мужчины, которого незаслуженно обвиняют в том, что три года назад в Ялте
он познакомился с девушкой Надей, и она родила от него ребенка. Хотя герой фильма
и не являлся отцом, он решает материально помогать Наде…
Амплуа
«невзрачного тихони» впоследствии буквально приклеилось к актеру. В сочетании
с блестящим талантом Филозова оно всячески трансформировалось, позволяя создавать
незабываемые образы. Кто не помнит его забитого подкаблучника Константина Лавочкина,
отца Ромы из великолепной мелодрамы «Вам и не снилось», или педантичного и вместе
с тем нерешительного мистера Бэнкса в детском музыкальном фильме «Мэри Поппинс,
до свидания!»
Актер нередко снимался в детских картинах, а ведь, как известно, дети – самый
требовательный зритель, не допускающий и малейшей фальши. Среди героев Филозова:
учитель словесности Иван Карлович, он же «Чернушка» в фильме-сказке «Черная курица,
или Подземные жители» (1980), Папа-лис Ларсен в сказке «Рыжий, честный, влюблённый»,
князь в сказке «Ледяная внучка», король в детском музыкальном фильме «Про кота…»,
канцлер граф Давиль в сказке «Не покидай» и другие.
Шпионы, мерзавцы и негодяи
До
поры до времени в послужном списке Филозова превалировали положительные герои.
В 1977 году он сыграл свою первую отрицательную роль - Петухова в детективной
драме «И это все о нем», в 1980 году актера пригласили на роль нациста Шернера
в картину «Тегеран-43». Актер не сразу согласился. «Мне казалось, что, соглашаясь
на отрицательную роль, я тем самым перехожу какой-то рубеж», - вспоминает Альберт
Леонидович. Однако роль показалась ему интересной, да и к тому же партнером Филозова
по фильму утвердили знаменитого французского актера Алена Делона. Ну, как отказаться
от удовольствия поработать со звездой мировой величины?!
По сюжету картины персонажи Филозова и Делона общались по-французски, и нашему
актеру, не знающему этого языка, пришлось наизусть заучивать незнакомые фразы.
Получилось все настолько достоверно, что вряд ли кто-то заподозрил Филозова в
незнании французского.
После успеха в картине «Тегеран-43» талант Альберта Филозова еще много раз
использовали для создания образов всяческих мерзавцев, негодяев, шпионов и т.п.
Были и такие роли…
Альберт
Леонидович признается, что были в его биографии и роли, за которые ему стыдно.
Одна из таких – странствующий певец с гитарой Оскар в детском фильме «Расмус-бродяга»
(1978), которую озвучивал за него Олег Даль. Актер вспоминает: «…меня пробовали
нормально с моими неухоженными волосами, всклокоченная борода была наклеена. А
потом почему-то, может редакторы заставили, режиссерша сделала из меня красавца.
На меня надели парик белокурый, как потом выяснилось, от Дорониной. Шили на нее,
но она забраковала. Можете себе представить. Накрасили мне ресницы. Ужас! И более
того, еще меня озвучили Далем. Олег, когда меня встречал, ему было неловко несколько.
А он звонко всегда разговаривает, а я такой мрачноватый, глуховатый. То есть смотреть
я не могу на это». Возможно, Альберт Леонидович в чем-то прав, и роль во многом
«не его», но многим зрителям картина, тем не менее, понравилась.
Были и роли, так сказать «на преодолении». Так в исторической ленте Сергея
Юткевича и Леонида Эйдлина «Ленин в Париже» Филозов сыграл вожака анархистов.
«Его должен был играть Андрей Миронов, но он то ли заболел, то ли что, Юткевич
попросил меня. Совершенно ничего общего. То есть истерика сплошная, все время
на крике, на выдохе таком. И вот это совершенно несвойственно. Я попробовал, несмотря
на весь идеологизм фильма…», - вспоминает Альберт Леонидович. В 1983 году картина
была удостоена Государственной премии СССР, но у зрителей особой любви не снискала
и впоследствии «благополучно» забылась.
Третий брак
В 1987 году Альберта Филозова пригласили в Киев на съемки картины «Новые приключения
янки при дворе короля Артура». Популярному актеру предстояло сыграть сразу две
главные роли: короля Артура и Мерлина. На вокзале актера встретила белокурая красавица
Наталья, оказавшаяся заместителем директора картины. Филозов влюбился с первого
взгляда и тут же назначил девушке свидание.
Филозов к тому времени как раз разводился со своей второй женой. Их отношения
давно зашли в тупик, и единственное, что связывало супругов – это сын Андрей.
Теперь же, когда мальчик вырос, можно было подумать и о личной жизни.
В Москву Альберт Леонидович возвращался уже с новой женой. Свою квартиру он оставил
прежней семье, а сам с Натальей поселился в гримерке. Квартиру уважаемому артисту
предоставили лишь после рождения в 1994 году дочери Насти. А в 1998 году у счастливых
родителей родилась еще одна дочь – Анна.
90-е годы
Начало
90-х принесло в актив Альберта Филозова ряд интересных ролей. В первую очередь
стоит отметить Алексея Юрьевича Силина в трагикомедии Владимира Краснопольского
и Валерия Ускова «Ночные забавы». Герой Филозова попадает в щекотливую ситуацию
– он застает свою жену с любовником, который является его начальником. Все это
происходит на глазах у взрослой дочери. Актер гениально сыграл психологические
метаморфозы своего персонажа, вызывая у зрителей целый спектр чувств – от сочувствия
и жалости до презрения.
Среди других работ начала 90-х: полковник милиции Авдей Петрович Кафтанов в
детективе «Последняя осень», Эндрю Бэйнс в приключенческой мелодраме «Одиссея
капитана Блада», Клавдий Иванович в картине «Допинг для ангелов», профессор Хайд
в фантастическом фильме «Ариэль», адмирал Дорон Тальвиг в детективе «Фирма приключений»,
граф Хотек в исторической ленте «Сыщик петербургской полиции» и другие.
К середине 90-х с развалом отечественного кинематографа ролей стало значительно
меньше. Альберт Леонидович играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы»
(куда перешел из театра Станиславского еще в 1989 году), а также занимался преподавательской
деятельностью во ВГИКе и РАТИ. Впрочем, преподавательская деятельность особого
удовольствия, по его собственному признанию, не доставляла.
В новом веке
Талант
Альберта Филозова вновь стал востребован уже в новом веке. Стоит заметить, что
актер достаточно критично подходит к предложениям. Снимается он регулярно, но
при этом, как правило, в качественных лентах. К его несомненным удачам можно отнести
роли в сериалах «Пятый ангел» (Моисей, отец Григория Плоткина) и «Бедная Настя»
(Иван Иванович Корф, герой войны 1812 года), в исторической драме «Печорин. Герой
нашего времени» по роману Ю.М.Лермонтова (полковник Ильяшенко), в многосерийном
фильме «В круге первом» (дядюшка Аверин), в фильме Глеба Панфилова «Без вины виноватые»
по пьесе Островского (барин Нил Стратоныч Дудукин) и ряд других ролей.
Весьма плодотворно Альберт Леонидович работал в Театре «Школа современной пьесы».
Зрители могли лицезреть его в спектаклях: «Дом» по пьесе Евг.Гришковца, «Вишневое
варенье» по пьесе Л.Урицкой (Дюдо), «Пришел мужчина к женщине» по пьесе С. Злотникова,
«Чайка» А.П. Чехова (доктор Дорн). В 2007 году Альберт Филозов дебютировал на
сцене этого театра в качестве режиссера, поставив совместно с Ольгой Гусилетовой
пьесу Ксении Степанычевой «2*2=5».
Игорь BIN
Использованные материалы:
Людмила Грабенко, Альберт Филозов: «Ален Делон столь усердно мне аплодировал,
что поскользнулся и чуть не упал с трапа», «Бульвар Гордона»http://www.bulvar.com.ua
;
Сергей Бородин, «Альберт Филозов: «Любовь - это основа жизни», «Семейная газета»
г. Днепропетровск, 03.11.2005;
Борис Бабанов, «Альберт Филозов: «Спросите женщин, за что они меня любят», «Новые
Известия», 12.12.2008;
Руслан Вороной, «У Альберта Филозова жена – клептоманка», http://www.eg.ru, 25.09.2008