1945 Без вины виноватые
1946 Наше сердце
1946 Каменный цветок
1946 Глинка
1947 Сказание о земле Сибирской
1949 Константин Заслонов
1950 Заговор обречённых
1950 Жуковский
1950 Донецкие шахтёры
1953 Адмирал Ушаков
1953 Честь товарища
1953 Корабли штурмуют бастионы
1954 Опасные тропы
1955 Костёр бессмертия
1955 Попрыгунья
1956 Первые радости
1956 Необыкновенное лето
1957 Ласточка
1957 Крутые ступени
1959 Люди на мосту
1961 Дуэль
1961 Две жизни
1962 Кубинская новелла - короткометражный
1963 Генерал и маргаритки
1964 Три сестры
1965 Чрезвычайное поручение
1965 Гиперболоид инженера
Гарина
1966 Нет и да
1967 Таинственный монах
1967 Желаем успеха - короткометражный
1967 Десятый шаг
1969 Ватерлоо (Италия, СССР)
1970 Морской характер
1971 Офицеры
1972 Неизвестный, которого знали все
1973 Человек в штатском
1974 Наследники
1975 Без права на ошибку
1977 Трактир на Пятницкой
1978 У меня всё нормально
1978 Плата за истину
1980 Ледяная внучка
1981 Они были актёрами
1982 Гонки по вертикали
1983 Человек на полустанке
1983 Пробуждение
1983 Аукцион
1985 Танцплощадка
1985 Жил отважный капитан
1985 Багратион
1989 Частный детектив, или Операция "Кооперация"
1989 Визит дамы
1991 Откровение Иоанна Первопечатника
1991 Назад в СССР. (США, Япония)
1991 Глухомань
1993 Желание любви
ДРУЖНИКОВ
Владимир Васильевич
30.06.1922, Москва – 20.02.1994, Москва
Заслуженный артист РСФСР (1965)
Народный артист РСФСР (1974)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1948, за фильм «Сказание о земле Сибирской»)
Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950, за фильм «Константин Заслонов»)
Довоенные годы
Владимир Дружников родился в Москве в семье военного. Отец мечтал о том, что
сын со временем пойдет по его стопам. Однако еще в школьные годы Владимир увлекся
сценой, совмещая учебу с занятиями в драматическом кружке. Одной из его ранних
работ стала роль Ваньки Жукова в постановке по рассказу А.П.Чехова «Ванька».
Окончив школу в 1938 году, Владимир Дружников поступил во вспомогательный состав
труппы Центрального детского театра. Ему довелось учиться у известного мастера
Владимира Федоровича Дудина. Спустя некоторое время молодой актер уже играл на
сцене серьезные роли - Милона в «Недоросле» Фонвизина и Колю в «Первой любви»
по повести Фрайермана.
Школа-студия МХАТ
В 1941 году Владимир Дружников поступил в школу-студию МХАТ. Причем вышло это
совершенно случайно. Один из его товарищей по детскому театру поступал в школу-студию
МХАТ, и Владимир подыграл ему на вступительных экзаменах. В итоге же комиссия
обратила внимание на самого Дружникова, и ему было рекомендовано поступать.
Учеба Владимира Дружникова в школе-студии МХАТ совпала с началом Великой Отечественной
войны. В это тяжелый для страны период Владимир вместе с другими студентами вносили
посильный вклад в оборону столицы, участвуя в дежурствах во время ночных налетов
вражеской авиации. Затем была недолгая эвакуация вместе с театром в Сибирь и возвращение
в 1943 году обратно в Москву. Однако доучиться в школе-студии МХАТ Владимиру Дружникову
так и не довелось…
Выбор между театром и кино
В 1944 году режиссер Владимир Петров приступил к съемкам фильма «Без вины виноватые»
по одноименному произведению Александра Островского. На роль Григория Незнамова
ему требовался молодой актер, и в поисках подходящей кандидатуры режиссер пришел
в школу-студию МХАТ. Поначалу его выбор пал на Владлена Давыдова. Однако в то
время для студентов существовал строгий запрет на съемки в кино, и тот не захотел
идти на конфликт с руководством. А вот Владимир Дружников не смог отказаться от
такого предложения. Правда из-за съемок ему пришлось покинуть студию МХАТ, сделав,
таким образом, решающий выбор между театром и кино в пользу последнего.
Владимир Петров не ошибся в Дружникове. Красивый, высокий молодой актер оказался
к тому же очень талантлив и не затерялся в компании именитых актеров. А сниматься
Владимиру довелось вместе выдающимися мастерами – Аллой Тарасовой, Борисом Ливановым,
Алексеем Грибовым, Павлом Массальским. Чем не продолжение учебы? Рядом с ними
Дружников продолжал постигать тайны актерского искусства но уже в новой для себя
сфере – кинематографе, которому он и посвятит всю свою жизнь.
Звездный период - 1945-1949 годы
Вышедший в 1945 году фильм «Без вины виноватые» вмиг сделал Владимира Дружникова
знаменитым. Фильм Владимира Петрова удостоился высоких оценок, как зрителей, так
и специалистов, а известный литературовед и театровед Сергей Дурылин, исследователь
творчества Островского, отметил, что Дружников создал именно тот образ, который
сам писатель желал бы видеть на сцене.
В том же 1945 году Владимир Дружников стал актером Театра-студии киноактера
(где впоследствии сыграл Паратова в «Бесприданнице» Островского и Черкуна в «Варварах»
Максима Горького) и продолжил сниматься в кино. Недостатка в предложениях после
столь успешного дебюта у молодого актера не было…
Следующий год принес Дружникову роли Кондратия Федоровича Рылеева в биографическом
фильме «Глинка» и авиаконструктора Сергея Митрофановича Казакова в военной драме
«Наше сердце», а также главную роль в картине знаменитого советского киносказочника
Александра Птушко «Каменный цветок». В этой удивительно красивой и впечатляющей
киноленте, вошедшей в сокровищницу мирового кинематографа, Дружников сыграл Данилу-мастера,
устоявшего перед чарами величественной и обворожительной Хозяйки Медной Горы.
Затем последовала работа в картине другого знаменитого режиссера Ивана Пырьева
– в его мелодраме «Сказание о земле Сибирской», где Владимир Дружников исполнил
роль музыканта и композитора Андрея Балашова, принявшего решение уехать из столицы
в Сибирь. Ныне эта картина оказалась забытой, не выдержав испытания временем,
но тогда она имела колоссальный успех, заняв 3-е место в прокате. А спустя год
творческая группа фильма (в которую вошел и Владимир Дружников) была удостоена
Сталинской премии.
Фильм «Сказание о земле Сибирской» возвел Владимира Дружникова в первый ряд
самых популярных и горячо любимых зрителями актеров кино того времени. Не удивительно,
что когда режиссеры Александр Файнциммер и Владимир Корш-Саблин в 1949 году приступали
к съемкам фильма «Константин Заслонов» о борьбе белорусских партизан в годы Великой
Отечественной войны, то на роль руководителя партизанского движения Константина
Сергеевича Заслонова они пригласили именно Дружникова. В итоге картина заняла
в прокате 2-е место, а сам Дружников получил свою вторую Сталинскую премию.
50-е годы
В 1950 году Владимир Дружников снялся в ролях второго плана в фильмах: «Заговор
обречённых» (Марк Пино), «Жуковский» (Пётр Николаевич Нестеров) и «Донецкие шахтёры»
(конструктор Дмитрий Иванович Трофименко). По популярности эти ленты значительно
уступали предыдущим работам, тем не менее, Дружников продолжал оставаться в числе
самых знаменитых актеров. Он много разъезжал по стране с творческими встречами
со зрителями, и на одной из них в Минске благодаря актеру Сергею Лукьянову познакомился
с актрисой Ниной Чаловой. Их знакомство переросло в любовь, которую они пронесли
через всю жизнь. В браке с Ниной Чаловой у Владимира Дружникова родилась дочь
Наталья.
В начале 50-х режиссер Театра имени Владимира Маяковского Николай Охлопков
пригласил Владимира Дружникова воплотить на сцене бессмертный шекспировский образ
Гамлета. Однако актер отказался, - он предпочитал сцене кинематограф. А тем временем
годы шли, а новых главных ролей на экране у него не появлялось, и Дружникову приходилось
довольствоваться ролями второго плана. Он снялся в исторической дилогии «Адмирал
Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» в роли капитана Васильева, сыграл воспитателя
в суворовском училище Сергея Павловича Боканова в киноповести «Честь товарища»,
биолога Василия Жолудева в приключенческом фильме «Опасные тропы».
В середине 50-х режиссер Самсон Самсонов пригласил Дружникова на роль художника
Рябовского в свою картину «Попрыгунья» (1955). Собрав великолепный актерский ансамбль
(помимо Дружникова в фильме были задействованы Сергей Бондарчук, Людмила Целиковская,
Михаил Глузский), режиссер бережно перенес на экран произведение великого русского
писателя А.П.Чехова, создав настоящий шедевр. В том же году кинолента была удостоена
престижных призов на Венецианском кинофестивале.
В 1955 году Дружников также снялся в главной роли в фильме Абрама Народицкого
«Костёр бессмертия», посвященном жизни и деятельности итальянского философа-материалиста
эпохи Возрождения Джордано Бруно. Однако из-за своего высокого пафоса фильм особого
успеха у зрителей не имел. До начала 60-х актер снялся еще в нескольких картинах.
Самой заметной работой этого периода можно назвать роль Егора Цветухина в дилогии
«Первые радости» - «Необыкновенное лето», поставленной Владимиром Басовым по романам
Константина Федина.
60-е годы. Кино и дубляж
С годами интересные роли Владимиру Дружникову предлагали все реже. Яркие работы
в основном случались лишь в экранизациях классики. Так им мастерски были воплощены
на экране чеховские персонажи – фон Корен в драме «Дуэль» (1961) и штабс-капитан
Василий Васильевич Соленый в «Трех сестрах» (1964). В 1965 году актер принял участие
в экранизации знаменитого фантастического романа Алексея Толстого «Гиперболоид
инженера Гарина», где сыграл Артура Леви.
Отдельно стоит упомянуть приключенческий фильм режиссера Аркадия Кольцатого
«Таинственный монах», поставленный в 1967 году. Увлекательный сюжет переносил
зрителей в 20-е годы на просторы Украины, где бушевало пламя Гражданской войны.
Героем Дружникова стал белогвардейский капитан Леонид Александрович Воронцов,
совершивший побег из красноармейского плена. Особенностью фильма являлось то,
что он был снят на стереопленку. И хотя стереофильмы в Советском Союзе снимались
уже давно, но они продолжали оставаться редким явлением в кино (как, впрочем,
и за рубежом). Все это в купе привлекло к «Таинственному монаху» повышенный интерес,
в результате чего в прокате 1968 года он занял высокое 10-е место. Правда, большинство
зрителей увидели картину в обычном формате, поскольку стереокинотеатров в стране
были единицы.
Редкие работы в кино не могли удовлетворить актера, и Дружников стал искать
применение своему таланту в других сферах. Реализовать себя он сумел в дубляже
зарубежных кинокартин. Свой голос он подарил благородным и невозмутимым индейцам
Гойко Митича в фильмах «След сокола» (Зоркий Сокол), «Белые волки» (Зоркий Сокол),
«Чингачгук - Большой Змей» (Чингачгук), «Оцеола» (Оцеола). Его голосом говорил
ужасный Фантомас Жана Марэ в фильмах Фантомас в фильмах «Фантомас», «Фантомас
разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда». Кроме того он дублировал такие
знаменитые кинокартины, как «300 спартанцев» (Леонид), «Три мушкетёра. Подвески
королевы» (герцог Бекингэм), «Клеопатра» (Юлий Цезарь), «Золото Маккенны» (Маккенна)
и многие-многие другие.
70-е – 80-е годы
После «Таинственного монаха» Владимир Дружников больше не снимался в главных
ролях. В начале 70-х он появился в образе комэска Георгия Петровича в легендарной
картине режиссера Владимира Рогового «Офицеры». И хотя роль была небольшой, но
фраза его героя «Родину защищать... Есть такая профессия, взводный!» стала символом
патриотизма и чести русского офицерства. Форму военного актер также примерял в
фильмах «Морской характер» (полковник Василий Сергеевич Филатов, 1970), «У меня
всё нормально» (генерал-майор Матюшенко, 1978), «Пробуждение» (полковник Рукин,
1983), «Жил отважный капитан» (командующий флотилией, 1985).
Среди других ролей, сыгранных Дружниковым в 70-е – 80-е годы: Пётр Петрович
Волохов в детективе «Трактир на Пятницкой», главный режиссер театра Анатолий Иванович
Добкевич в военной драме «Они были актёрами», хирург Алексей Юрьевич Обнорский
в детективе «Гонки по вертикали», Эммануил Францевич Сен-При в историческом фильме
«Багратион». Последней работой актера на экране стала роль доктора в мелодраме
«Желание любви», поставленной по мотивам повести А.Куприна «Впотьмах».