1962 Исповедь
1970 Впереди день
1974 Иван да Марья
1975 Чужие письма
1976 Сентиментальный роман
1977 Вторая попытка Виктора Крохина
1977 Объяснение в любви
1979 Верой и правдой
1979 Место встречи изменить нельзя
1979 Последняя охота
1979 Старшина
1981 Родня
1983 Привет с фронта
1984 Действуй по обстановке!
1985 Три процента риска
1986 Попутчик
1986 Скакал казак через долину
1986 Я вожатый форпоста
1987 Десять дней, которые потрясли мир
1987 Зеркало для героя
1989 А был ли каротин
1989 Ночевала тучка золотая...
1990 Мир в другом измерении
1990 Смерть в кино
1991 Затерянный в Сибири
1992 Убийство на "Ждановской"
1993 Потрясение
1995 Мусульманин
1996 Возвращение броненосца
1996 Импотент
1997 Мама не горюй
1998 Не послать ли нам гонца?
1999 Борис Годунов
1999 Затворник
1999 Страстной бульвар
2000 Тихие омуты
2002 По ту сторону волков
2002 Антикиллер
2002 Шукшинские рассказы
2003 Демон полдня
2005 Антикиллер-2
2005 Мама не горюй-2
2006 Сонька Золотая ручка
2006 Сдвиг
2007 Барин (Украина)
2009 Антикиллер Д.К.: Любовь без памяти
2010 Око за око (Беларусь, Россия)
БОРТНИК
Иван Сергеевич
16.04.1939, Москва - 04.01.2019, Москва
Заслуженный артист РСФСР (1986)
Народный артист РФ (2000)
Детство
Детство Ивана Бортника было как и у большинства послевоенных мольчишек. Главным
воспитателем являлся двор. "Во дворе народец тот еще, - вспоминает Иван Сергеевич.
- Как сейчас помню: Володя Мужик - в длинном пальто черном, в прохорях, всегда
с пистолетом. Периодически появлялся: его то сажали, то выпускали. Толик Фиксатый,
Алик Козел, Севка Рыжий - все отсидели. Ну и я потихонечку в их компанию вливался".
Однажды и его взяли "на дело". Парни грабили ларек, а он стоял "на
атасе". Как признается Иван Сергеевич, натерпелся он в тот раз страху! С
тех пор больше в их делах он участия не принимал.
Выбор профессии
В школе точные науки давались Ивану тяжело, приличные оценки он получал лишь
по литературе. Мальчик любил стихи, да и сам кое-что пописывал. Родители, мама
- доктор филологических наук иотец - заместитель главного редактора Гослитиздата,
думали, что возможно литература и станет поприщем сына.
Увлечение театром и кино пришло позже. Иван посещал Московский городской дом
пионеров на Кировской, затем самодеятельную киностудию при Парке Горького. Когда
он принял решение стать актером, это стало для родителей полной неожиданностью.
В 1957 году Иван Бортник поступил в ГИТИС. Но потом он решил отдать предпочтение
Московскому театральному училище имени Б.В.Щукина, куда и поступил на курс В.
Этуша.
Дебют в кино
В 1961 году Иван Бортник окончил училище и устроился в Театр Гоголя. А в следующем
году состоялся его дебют в кино.
Свою первую роль - художника Василия - Иван Бортник сыграл в драме Всеволода
Воронина "Исповедь". Этот фильм был создан на волне борьбы с религией.
Герой Бортника Василий поступает в духовную семинарию, но разочаровавшись в служителях
культа, оставляет Церковь.
Иван Бортник признается, что он очень не понравился сам себе в этой роли: "Что-то
такое: хожу, страдаю - такая голубая роль". Не удивительно, что после этого
у молодого актера просто пропало желание сниматься в кино.
Но без дела Иван Бортник не оставался. В тот период он был сильно загружен
в театре. Молодых актеров в театре было мало, так что Бортник переиграл практически
все молодежные роли. Иной раз приходилось давать по три спектакля в день.
Знакомство с Владимиром Высоцким
В 1967 году Иван Бортник стал актером Театра драмы и комедии на Таганке. Там
он и познакомился с Владимиром Высоцким, для которого стал одним из самых близких
друзей наравне с Всеволодом Абдуловым и Валерием Золотухиным.
"До прихода в Театр на Таганке я вообще не знал, кто такой Высоцкий, -
вспоминает Бортник. - Песен его не слушал - у меня тогда и магнитофона-то не было.
Так, в каких-то компаниях звучало что-то блатное, хриплое. Подумал тогда: черт,
какой-то талантливый, сидевший человек. И все вокруг: "Высоцкий, Высоцкий".
Да кто такой, думаю, Высоцкий? А в 67-м пришел в театр, ну и познакомились. На
чем сошлись? Не знаю, наверное, детство одно - послевоенное, любовь к поэзии.
А потом, видимо, характер у нас схожий".
Инна - Гулая - первая любовь
Первая любовь Ивана Бортника - актриса Инна
Гулая - так и не стала его женой.
Иван Бортник: "Инна... Юношеская любовь, безумная совершенно. Мы никогда
не могли бы с ней соединиться. Характеры одинаковые: оба нервные, категоричные,
чёрти до чего доходило - до мордобитий. А потом у нее Гена Шпаликов появился.
Иногда, выпив, я звонил туда. Подходил Гена - и давай на меня: "Пошел ты!.."
А однажды, уже через много лет, у меня раздался звонок - Инка. Встретились, стали
поддерживать отношения. А потом начались мучения. Она могла позвонить в четыре
утра: "Ваня, мне скучно, приезжай". Какие-то завихрения у нее в голове
начались: ей казалось, что Дашка, дочь ее, хочет то ли отравить, то ли зарезать
ее. Я ей говорил: "Инна, ты что, идиотка?!" - "Да что идиотка,
- отвечала она, - она мне все время в ванной бритву подкладывает". ...Это
все невостребованность. Инна же тогда совсем не снималась. Все ждала: вот-вот
позвонят..."
В итоге Инна Гулая покончила жизнь самоубийством - она отравилась, наглотавшись
таблеток.
Жена
Жена Ивана Бортника Татьяна - не из актерского мира. Она окончила театрально-художественное
училище, сейчас там и преподает.
Как признается сам актер: "Нелегко ей, конечно, пришлось. У меня характер
достаточно тяжелый. Как говорит Юрий Петрович Любимов: "У вас очень скверный
характер, Иван". <...> А у меня на самом деле скверный характер: я
очень взрывной, вспыльчивый чрезвычайно, капризный. Еще Володя Высоцкий говорил:
"Да Таньке при жизни нужно памятник поставить за то, что она с тобой живет".
<...> Я могу наговорить такого! В течение десяти минут - взахлеб. А через
пять минут забываю, с чего все началось, и извиняюсь..."
Кино. 70-е годы
Вновь в кино Иван Бортник вернулся лишь спустя восемь лет. В 1970 году он снялся
в драме Павла Любимова "Впереди день". А в 1974 году он сыграл главную
роль в фильме-сказке "Иван да Марья" - мудрого солдата Ивана, одержавшего
победу над вздорным царем-самодуром Евстигнеем XIII.
С этого времени режиссеры все чаще приглашать Бортника, хотя и доставались
ему в основном роли второго плана. Он сыграл в фильмах Ильи Авербаха "Чужие
письма" и "Объяснение в любви", киноповести Николая Кошелева "Старшина"
и других.
Промокашка
Поистине всенародную известность актеру принесла роль вора по кличке Промокашка
в телесериале "Место встречи изменить нельзя".
Известно, что Владимир Высоцкий
очень хотел, что бы Бортник сыграл в фильме Шарапова, но это было в то время невозможно.
Станиславу Говорухину было просто приказано взять на эту роль Владимира Конкина,
который только что сыграл Павку Корчагина и получил премию Ленинского комсомола.
Тогда Станислав Говорухин и предложил Бортнику роль Промокашки. Роль была практически
без слов, и Бортник практически создал ее заново. Весь текст, который есть у Промокашки,
был придуман им самим. Он вспоминает:
"В сценарии как было написано: "Появляется молчаливый парень в шестиклинке..."
Кепка такая. Ну и что? Стыдно же - просто появляться и ничего не говорить. Говорухин
мне сказал: "Ну придумай что-нибудь". Вот я и стал придумывать. Да и
то много чего вырезали. Жаргон весь убрали. Малину помните? Там сначала всех за
столом показывают, потом каждого в отдельности. Потом бандиты уходят спать - и
все. А у меня там еще целая игра была: приставал к пассии Горбатого, лез к ней,
звал ее куда-то пьяным мычанием. Но актриса начинала откровенно смеяться, и ничего
из этой сцены не получилось.
Или сцена ареста банды. Подъезжаем мы с Володей к месту съемки, смотрю: стоит
какой-то мрачный матерящийся Славка Говорухин. Подходит ко мне: "Вань, я
прошу тебя, я не могу уже больше: они выходят все и: "Руки вверх!" -
пистолет в снег, "Руки вверх!" - пистолет в снег. Полное однообразие.
Ну придумай что-нибудь". На всю придумку было - пока я надевал брюки, пиджак,
пальто, сапоги, шарф, кепку - минут пять, не больше. Как буду реагировать, не
знал, но песню "А на черной скамье...", думаю, запою. Для Володьки моя
выходка стала полной неожиданностью. И он потерял серьез - засмеялся. А потом
же еще я плюнул ему в лицо...
Когда меня повели, я подошел к нему и: "Тьфу, сука, мусорина!" Это,
разумеется, убрали. Но дальше там события развивались еще более непредсказуемо.
Говорухин набрал милиционеров, которые конвоировали нашу банду, из пенсионеров.
После войны же в основном пожилые люди шли в милицию работать. Это сейчас молодые
все. Как их называют?.. Лимитчики. И когда я плюнул, у этих пенсионеров вдруг
что-то сместилось: вот блатной! Подошел один: "Да мы тебя сейчас, тварь,
б...ь, прямо здесь кончим". И это уже меня не снимают! Вот здесь я испугался:
еще прибьют, думаю".
Эта роль стала своеобразной визитной карточкой Ивана Бортника. Прошло много
лет, а зрители по-прежнему, несмотря на множество сыгранных им ролей, увидев актера
восклицают: "Промокашка!". Он признается, что уже устал от этого. "Вы
знаете, я лет десять не смотрю уже эту картину. Ни своих сцен, никаких. Даже если
случайно попадается по телевизору, честное слово - переключаю".
Смерть Высоцкого
Как уже говорилось, Иван Бортник и Владимир Высоцкий были близкими друзьями.
Когда умер Владимир Семенович, это стало для Бортника сильным ударом
"Вечером спектакль - готовлюсь. И вдруг открывается дверь, Таня входит:
"Володя умер". Поехал в театр - там уже висит траурная надпись. И тут
со мной началась истерика. Как доиграл - не помню. После спектакля мы с Любимовым
поехали на квартиру к Володе. Я вошел в комнату, где он лежал, - снова истерика.
Подошла мать, Евгения Максимовна: "Ваня, Ванечка, поплачь", - гладила
она меня по голове. Мне вдруг почему-то пришла в голову мысль позвать знакомого
священника. Стал звонить. Так Семен Владимирович, отец Володи, закричал на меня:
"Прекрати! Я коммунист, никаких священников здесь не будет!" ... Очень
тяжелые воспоминания. Поэтому все, что там писали после его смерти... Даже читать
не мог. Настолько все мелко. У меня иногда на ровном месте начиналась истерика.
Слезы градом. Просто вспоминал Вовку - и все".
Кино. 80-е - 90-е
Долгие годы Иван Бортник играл в кино второстепенные роли. Наконец в 1987 году
Владимир Хотиненко, знакомый с Бортником по фильму "Родня", пригласил
его на одну из главных ролей в фильм "Зеркало для героя". Герой Бортника
- Андрей - попадает в прошлое - в 1949 год. Типаж актера удивительно точно лег
на эту роль. Пожалуй этот фильм во второй раз открыл зрителю этого талантливого
актера.
В 1990 году Иван Бортник сыграл сторожа, расследующего убийство на съемочной
площадке в детективном триллере "Смерть в кино". Затем последовала главная
роль в политическом детективе "Убийство на "Ждановской".
Великий актер
Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было много
интересных ролей. Одна из лучших - Сатин в спектакле "На дне". В советское
время у него был 18-й актерский разряд, как у Иннокентия Смоктуновского. Кстати
этот великий актер как-то назвал Бортника гением, чем тот очень гордится.
В настоящее время ролей в театре практически нет. Единственный спектакль, в
котором он занят - "Высоцкий". Высоцкий по-прежнему занимает в жизни
Ивана Сергеевича важное место. Нередко он выступает на различных вечерах, посвященных
выдающемуся певцу и актеру, читает его письма.
Не намного лучше обстоят дела и в кино. Иван Сергеевич снимается мало, хотя
предложения от режиссеров есть. "Вот вчера отказался от восьмого сценария
за месяц. Просто физически плохо становится, когда я читаю всю эту драматургию.
Как я ее называю - "литература". Вот эта вся Донцова, сериалы какие-то...
Либо роли неинтересные. <…> Один артист, неплохой, между прочим, мне как-то
сказал: "Да ладно, я бы и за сто долларов согласился". А мне стыдно..."
Среди последних работ в кино роли в триллере "По ту сторону волков"
и в боевике Андрона Кончаловского "Антикиллер". В последней картине
зрители отметили его замечательную игру в небольшой роли.
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Дмитрий Мельман, "Исповедь Промокашки" ("Московский Комсомолец" от 17.04.2004);