1960 Szatan z 7-ej klasy / Сатана из седьмого класса (Польша)
1961 Rzeczywistosc / Действительность (Польша)
1962 Klub kawalerow / Клуб холостяков (Польша)
1963 Ich dzien powszedni / Их день обычный (в советском прокате - «История одной
ссоры»)
1964 Rozwodow nie bedzie / Разводов не будет (Польша)
1964 Panienka z okienka / Девушка в окошке (Польша)
1965 Beata / Беата (в советском прокате - «Вернись, Беата») (Польша)
1965 Popioly / Пепел (Польша)
1965 Rekopis znaleziony w Saragossie / Рукопись, найденная в Сарагоссе (Польша)
1965 Ноктюрн (СССР)
1965 Kapitan Sowa na tropie / Капитан Сова на тропе (Польша)
1965 Opowiesci niezwykle (Польша)
1966-72 Czterej pancerni i pies / Четыре танкиста и собака» (Польша) – сериал
1967 Bicz bozy / Бич божий» (Польша)
1967 Paryz - Warszawa bez wizy «Париж — Варшава без визы» (Польша)
1967 Зося (СССР)
1969 Przygoda z piosenka / Случай с песенкой» (Польша)
1970 Pogon za Adamem Погоня за Адамом (Польша)
1973 Hoszakadas (Венгрия)
1975 Oszlopos Simeon (Венгрия)
1978 Dux polonorum - Niemcza 1017 rok (Польша)
1979 Aria dla atlety / Ария для атлета (Польша)
1980 Nic nie stoi na przeszkodzie (Польша)
1982 Elveszett illuziok (Венгрия)
1986 Tulipan (Польша) – сериал
1993 Uprowadzenie Agaty (Польша)
РАКСА
Поля
Pola Raksa
Родилась 14.04.1941, Польша
Заслуженный деятель культуры Польши (1979)
Лауреат премии II телевизионного фестиваля драматических театров за роль в спектакле
«Ромео и Джульетта» (1965)
Лауреат премии «Серебряная маска» (1967, 1969, 1970)
Кавалер ордена Золотой крест (1974)
Лауреат премии журнала «Советский экран» на ММКФ (1967, за роль в фильме «Зося»)
Случай
Поля Ракса родилась в 1941 году в Польше. Ее детство пришлось на военные годы.
После войны Поля окончила школу, поступила во Вроцлавский университет и стала
изучать историю родной страны. Периодически девушка выступала в студенческом театре
«Каламбур», но серьезных планов на актерскую профессию не строила. И кто знает,
как бы сложилась ее жизнь дальше, если бы не случай.
Отдыхая в кафе, Поля попала под прицел фотокорреспондента, и вскоре ее фотография
попала на обложку журнала «Доокола Швята». На молодую красивую студентку обратила
внимание режиссер и профессор Лодзинской высшей школы театра и кинематографии
Мария Каневская, приступавшая к съемкам детской картины «Сатана из седьмого класса».
Она разыскала Полю и предложила ей роль Ванды, племянницы профессора.
Дебют Поли Раксы в кино оказался неудачным. Девушка выглядела в кадре скованной,
невыразительной и, потому, не произвела на польского зрителя большого впечатления.
Но был и положительный момент. Поля искренне «заразилась» кино и решила круто
изменить жизнь.
Студенческие годы
Поля Ракса поступила в Лодзинскую высшую школу театра и кинематографии. Постигать
актерскую профессию она стала с огромным энтузиазмом и упорством, чем покорила
ректора Яна Кречмара. Он, категорически выступавший против съемок своих студентов
в кино, всегда делал исключение для Поли.
Тем временем Поля снималась каждый семестр. Уже на первом курсе она сыграла
главную женскую роль - революционерку Марысю Чепулонис - в картине Антони Богдзевича
«Действительность». Ее героиня получилась очень милой, но – не более того. Тем
не менее, молодая актриса не сдавалась, и удача, в конце концов, пришла.
В
1963 году известный польский сценарист Александр Сцибор-Рыльский впервые решил
попробовать себя в качестве режиссера. Результатом стала интересная мелодрама
«Их день обычный» (в советском прокате - «История одной ссоры»), рассказывающая
о проблемах молодой семьи. Поле Раксе досталась роль Гражины, девушки к которой
уходит из своей семьи муж. Молодая актриса, наконец, смогла сделать то, что не
удавалось ей до этого. Она была органична. Одними глазами она передавала зрителю
целую гамму чувств, и это не могло не найти отклик. Позже, к двадцатилетию польского
кино журнал «Еkrаn» провел опрос среди молодежи, и Гражина Поли Раксы была названа
в числе самых любимых народом персонажей.
Казалось, ну вот оно, найдено. В 1964 году Мария Каневская вновь приглашает
Полю Раксу на главную роль в свою новую картину «Девушка в окошке», повествующую
о событиях в Польше XVII века. Планировалось, что это будет захватывающий авантюрно-приключенческий
исторический боевик, а в итоге получился довольно средний фильм. Разочаровала
и Поля Ракса. Актрисе не удалось создать полнокровный образ девушки XVII века,
в ее манерах зачастую прослеживались современные нотки, что в итоге привело к
какой-то неопределенности и недостоверности. Тем не менее, за эту роль, ставшую
для нее дипломной работой, Поля Ракса получила твердую четверку.
Беата и Хелена
Высшую
школу театра и кино Поля Ракса окончила в 1964 году. Будущее сулило большие перспективы.
В 1965 году ее пригласил в свою историческую картину «Пепел» знаменитый Анджей
Вайда. Это ли не удача? К тому же и роль Хелены де Вит, казалось идеально подходит
к актрисе. Однако не получилось. Стали говорить о том, что Поле Раксе вообще не
подходят «костюмные» роли. Может быть и так, поскольку в том же году она с большим
успехом снялась в другом фильме – драме режиссера Анны Соколовской «Беата».
В картине «Беата» (в советском прокате - «Вернись, Беата») молодая актриса
замечательно сыграла главную роль Беаты Клосович – девушки ушедшей из дома. Фильм,
по сути, стал психологическим расследованием причины ухода. Почему Беате столь
невыносимо все окружающее, почему она не может жить по этим законам?
Роли в советском кино
Подлинным
триумфом актрисы стали роли, сыгранные ею в советском кинематографе. Режиссер
Ростислав Горяев разглядел в молодой польской актрисе Джульетту 60-х годов XX
века. В таком ключе ею и была сыграна роль в мелодраме «Ноктюрн» (1966). Пронзительная
история любви француженки Иветты и латыша Жоржа на фоне последних дней Испанской
республики.
Еще более сильной работой актрисы стала роль Зоси в одноименной картине режиссера
Михаила Богина «Зося» (1967). Вновь война, и вновь любовь, как доказательство
античеловечности кровопролития. Вот выдержка из книги «Актеры зарубежного кино»
(«Искусство», 1976 год): «Темная, страшная картина ближнего боя. Мелькают руки,
ноги, кто-то падает, хрипит. И сразу — светлый, ослепительно яркий день передышки.
Река, играющие на солнце капли, теплый песок. И девушка... Сама - словно этот
день. Стройная, крепкая фигурка, босые ноги. Как ласкова к ним земля. Как легко
идти по тропинкам сада. Вот сорвала с дерева яблоко, надкусила его. Оно сочное,
вкусное. Пошла дальше. Да, она знает, что красива, видит, как любуется ею этот
симпатичный, но такой робкий парень (Михаил - Юрий
Каморный), она спиной, плечами чувствует его взгляд - и еще легче становится
ее походка, и ямочки улыбки непроизвольно появляются на щеках. В фильме Зося говорит
мало - и необычайно много: глазами, губами, походкой, каждым движением. Как выразительна
ее улыбка - в ней то насмешка, то обида, то нежность, то кокетство, то радость,
то скрытая грусть».
А вот как там же описывается встреча Зоси с комбатом Виктором Байковым (Николай
Мерзликин): «У Виктора Байкова по молодости лет - никаких колебаний. Все в
жизни ясно. <…> И Виктор начинает: «Бога нет. Это установлено. У нас девушка,
вроде Зоси, постыдилась бы ходить с крестиком». О, как изменилось лицо Зоси! <…>
Красивая, надменная Зося демонстративно вытащила крестик наружу. И замерла в своем
гордом возмущении. Кто-то смеет диктовать ей, как поступать, во что верить, что
думать! Какой это сейчас истинно польский характер! Поэтичная, нежная и в то же
время сильная, смелая, она кажется одновременно и Зосей Мицкевича и Зосей наших
дней».
Маруся «Огонек» и другие роли
Популярность
Поле Раксе в Советском Союзе принесли не только картины «Ноктюрн» и «Зося», но
и знаменитый польский телесериал «Четыре танкиста и собака». Конечно же, сериал,
рассказывающий о событиях Великой Отечественной войны, а именно об освобождении
советскими войсками Польши, был идеализирован и наивен, но среди советских и польских
зрителей он имел огромный успех. Особую любовь вызывала героиня Поли Раксы - медсестра
Маруся по прозвищу Огонёк – обаятельная, чистая девушка.
В сериале «Четыре танкиста и собака» Поля Ракса снималась до 1970 года. Параллельно
были и другие, гораздо менее удачные, работы в польском кино: Ханя в картине Марии
Каневской «Бич божий» (1967), Мариола Бронска в фильме Станислава Барея «Случай
с песенкой» (1969), Кама в фильме Ержи Зажицкого «Погоня за Адамом» (1970) и др.
Режиссеры эксплуатировали ее красоту, мягкость и женственность, но предложить
серьезного материала не могли. В результате все это терялось в слабых сюжетах
и искусственных построениях.
После 1970 года Поля Ракса снималась в кино все реже и реже, перейдя на небольшие
роли и эпизоды.
Игорь BIN
Использованные материалы:
«Актеры зарубежного кино». Выпуск 10-й. Л., «Искусство», 1976. стр. 120-137;
Pola Raksa www.filmpolski.pl